вторник, 24 сентября 2013 г.

На Тихорецкую


На Тихорецкую состав отправится.
Вагончик тронется, перрон останется.
Стена кирпичная, часы вокзальные,
Платочки белые, платочки белые
Платочки белые, глаза печальные.

Начнет выпытывать купе курящее.
про мое прошлое и настоящее.
Навру с три короба - пусть удивляются.
С кем распрошалась я, с кем распрошалась я,
С кем распрошалась я, вас не касается.

Откроет душу мне матрос в тельняшечке.
Как тяжело то ему жить бедняжечке.
Сойдет на станции, и не оглянется,
Вагончик тронется, вагончик тронется,
Вагончик тронется, перрон останется.

Одна девчоночка сижу, негрустная,
И только корочка в руке арбузная.
Ну что с девчонкою такою станется?
Вагончик тронется, вагончик тронется,
Вагончик тронется, перрон останется.

На эти стихи М. Львовского, как известно,  композитор М. Таривердиев сочинил песню . Все эту песню знают, но не все задумываются о том, что слова эти исходят из души, которая возвращается из Анапы в некий северный город, скорее всего в Москву.
Вот этим песенным маршрутом, мимо Тихорецкой, мы и проехали. И вагон был и матросик какой-то промелькнул и арбузы продавались. Правда какие-то не впечатляющие были арбузы. Были в вагончике и девчёночки, но про них нельзя было сказать, что они "негрустные". Девчёночки часто выходили тамбур покурить , чувствовалось, что они с большим трудом приходили в себя после ударного отдыха. С кем они распрощались, и мне и всем вокруг было безразлично, так что, с девчёночками было не совсем, как в песне.
 Ехать и смотреть в окно было интереснее, чем выпытывать у чужих девчёночек про их прошлое .
 Видел, например, в Балашове дом, отеплённый снаружи изошпаном. Зеркально-морщинистая поверхность этого передового материала придавала жилищу весьма неожиданный вид. Я назвал это дом-термос. Но есть в нём что-то и от космических полуфабрикатов. В любом случае, этот образец современного народного творчества обращает на себя внимание. Посмотрите сами:
нередко, теперь, в городах и посёлках вдоль железной дороги ставятся звукоотражающие панели. Это, должно быть, очень гигиенично. Но, лично мне, было сильно неприятно оказываться вдруг в каком-то футляре и лишаться возможности видеть жизнь незнакомых мне поселений. Впрочем, возможно, эти панели устанавливаются в большей степени не для защиты придорожных жителей от стука железных колёс, а для того, чтобы проезжающим не видно было убогой жизни нашего народа.
 Как я заметил, большинству пассажиров и так не хотелось смотреть в окно. В этом году произошло резкое изменение в поездных развлечениях. Если год назад люди как и прежде, спали, ели и разгадывали кроссворды, то теперь чаще всего смотрят кино(ТВ?) или в планшете, ноутбуке, смартфоне, или телефонируют. Если нет связи с большой землёй, то лежат с наушниками, воткнутыми с голову, и слушают музыку. Произошла гад-жетовая революция железных дорог.
Так, вот, вагонное население, почти  всю дорогу, почти поголовно погружено в гад-жеты, и смотреть на просторы Родины не желает. Это просто удивительно, но наш народ видеть не может свою страну! Изредка человек бросит в окно тоскливый взгляд: что там? Всё то же?  ДА, всё одно и то же! Скукотища. Ничего интересного! Обрыдлая бесконечная Родина.
И, словно, выдёргивая ногу из лужи, человек брезгливо-равнодушно отводит взгляд от реальной картины бескрайних русских просторов, чтобы с облегчением уткнуться в дисплей своего родного, любимого гад-жета.

 В прошлом году я с удивлением обнаружил отсутствие мелкой перронной торговли, которая прежде была почти единственным источником дохода для придорожных поселений. Я, даже, подумал, что государство урегулировало коробейников и закатало под асфальт эти многочисленные, но, неофициальные ростки частного предпринимательства. Оказалось, что я ошибся! Хотя, возможно, это закатанные в прошлом году ростки пробились сквозь асфальт. На всех небольших станциях к вагону высыпали тёртые жизнью мужички с бутылками пива или копчёной рыбой, и женщины со стряпнёй. Более того, теперь во все самые отдалённые закутки проникло представление о евро-стандартах общественного питания! Теперь усталая среднерусская тётенька предложит тебе одноразовый пластиковый лоток, словно в самолёте, на котором сервированы одинаковые ровные ломтики картошки, котлета(возможны варианты), всё это декорировано веточкой петрушки или укропа, и затянуто плёнкой! Раньше я у перронных продавщиц ничего подобного не видел.

На одной из станций к вагонам привычно устремились торговцы, и тут же в их рядах прошелестело слово: "милиция!"  Все эти мужички с копчёными толстолобиками, все женщины с замучанными артритом коленками и пальцами, вся толпа в панике рванула через рельсы, вверх по насыпи, к своим привокзальным хатам. Было такое впечатление, что беженцы с огромными сумками спасаются от налёта вражеской авиации.
Появился молоденький милиционер, для солидности украсивший свой ремень парой наручников. Торгующих изгнали с перрона. В десятке метров от нас по насыпи вверх карабкались, задыхась, немолодые женщины с баулами в обех руках, на перроне стоял я, проводница со свежекупленными плюшками и бабулечка, не успевшая взять ноги в руки.
Милиционер ухватил за шиворот бабку.
-стой! Ты что тут делаешь?
-пусти! Я просто так тут. Вон, сумка моя. Пусти! Дай сумку заберу! Ухожу я! Ухожу!
-забирай. Уходи.
Милиционерчик отпустил бабулечку. Она ковыляя, словно подстреленная утка, потащилась к своей сумке с товаром, и подняв её, направилась вдогон остальным беженцам, сердито бросив стражу закона через плечо: То же мне, преступников нашёл! Воров бы лучше шёл ловить!
Амнистированная бабушка высказалась, и почапала поперёк рельсов.
Без выручки. Но вольная!
Нелепее всего было то, что происходило всё это в маленьком посёлке, где все всех знают.  Кто чем зарабатывает на небогатую поселковую жизнь - всем известно, проводить поиск, разоблачение и задержание совершенно бессмысленно!   Все персонажи, задействованные в этой сцене, - соседи! И вечером, этот милиционер, придя домой, будет разговаривать с теми, кого арестовывал сейчас, совсем иначе, по-соседски. Этот полисмен прекрасно знает, что соседка его, тётя Маша, которая в детстве угощала его пирожками, сейчас печёт всё те же пирожки и через полчаса пойдёт продавать их к поезду. И он, если будет его смена, пойдёт её ловить. А когда сосед-милиционер уйдёт с перрона, она вернётся назад, или к следующему поезду. Расписание поездов и ловец и кормильцы знают наизусть... Сам представитель власти прекрасно знает, что после его ухода с перрона мелочная торговля возобновится, он как камень брошенный в болото на миг возмутит спокойствие провинциального распорядка, но, даже круги по поверхности не побегут, сочная тина моментально успокоит волну и затянет пробитую камнем дырку, всепоглощающая зелень не оставит никакого следа от воздействия любой внешней силы. Так, для чего же молодой милиционерчик баламутит своё родное болото, если знает, что его работа - это напрасно потраченная молодость?
Глупо! Но, что поделать, служба! Ему отдали приказ: шугать торгашей. Он, будучи государственной единицей, должен исполнять приказ.

Всё это я видел своими глазами. А сколько ещё всякого можно насмотреться, если ехать по железной дороге!
Скажите, зачем нужны какие-то гад-жеты, если есть Дорога? Если есть российская железная дорога, зачем придуманная и разыгранная на дисплее  киношная судьба? Зачем нужна электро-читалка, если вокруг тебя есть настоящая жизнь, если ты движешься по Русскому Пути сквозь времена и просторы?
Был бы я поэтом, то написал бы новую песню про вагон, который едет от Новороссийска мимо станциТихорецкой, мимо Сердобска и Круглого Поля, едет до самой Воркуты. Сочинил бы песню не хуже той, что давно придумана. Но я не поэт. И не композитор! Не напишу я новой песни о вагоне, просторах моей страны и увиденном в пути. Увы, это так. Я не гений. Впрочем, может это и к лучшему.
================

Комментариев нет:

Отправить комментарий