среда, 5 марта 2014 г.

Дворцы и руины

Из чужеродной старины, из французской буржуазной революции пришёл к нам лозунг:
Мир хижинам, война дворцам!
Очень кстати пришёлся он европейцам в железном девятнадцатом веке и получил второе дыхание в рушащейся Российской Империи в веке ХХ.
 При власти советов народных депутатов русские личные дворцы стали или больницами или музеями. Дворцы в стране советов стали строить только общественные, жила в них Культура, для проживания человецев советские дворцы не предназначались. Они так и назывались: "Дворец Культуры". На советском языке это звучало так: "Дэка". Ударение ставилось на букву А. Как правило, к слову дэка прибавлялось название курирующей организации. Скажем, находится Дворец на финансовом балансе завода, который делает шарикоподшипники, значит народ называет этот Дворец так: "Дэка-подшипник". Гораздо реже Дворец имел другие приписки в названии. Предлагаю вам поглядеть на то, что в прошлой жизни было уфимским ДК им. 40-летия ВЛКСМ. На народном языке он назывался сороколеткой. Кто его построил и обеспечивал содержание, я к, стыду своему, не знаю. Скорее всего, нефтяники.
  Потом советская эпоха закончилась. Войны коллективным дворцам никто не объявлял. Официально с культурой никто не боролся. Но городские Дэка и сельские клубы, повсеместно стали увядать, в худшем случае обращаться в руины, а в лучшем - менять функционал. Сороколетка пошла по лучшему пути: в 91году там открылся первый в Уфе ночной клуб. Клуб во дворце! Пожалуй, это тянет на звание символа эпохи!
 Итак, бывший дэка сороколетка, ныне = ночной клуб+ стоматология+ магазин стройматериалов + пр.










Хотите верьте, хотите нет, но, судя по названию объекта, мы с этим дворцом ровесники. Мы оба сильно изменились за прошедшие годы.
Мне грустно видеть дырки в его фасаде и отруинившиеся куски его штукатурки. Какое впечатление я произвёл на бывший Дворец Культуры, мне не известно.
============
Добавлено спустя несколько часов:
 Я разбередил народную память этой публикацией. Получил сообщение от почитательницы моего блога. Воспроизвожу его тут с согласия вспоминатора - Валентины Борисовой.
  "Я туда ходила в танцевальный кружок. Раньше это так называлось, но скорее это была танцевально-вокальная студия, во всяком случае мы там танцевали, кто-то пел, а вместе мы ставили спектакли. Руководительница у нас была Инна Павловна. Она -ленинградка, переехавшая в Черниковку (тогда это еще не Уфа была), она после занятий читала нам книгу про войну и про шпионов "Тарантул", действие которой происходило в Ленинграде, и попутно она рассказывала о Ленинграде. Вот тогда я его и полюбила.
Мне тогда было столько же лет, сколько сейчас моей внучке".

на следующий день
добавлено ещё воспоминание:
в  "сороколетке" я была на каком-то праздничном мероприятии с родителями. Во время концерта впервые прозвучала новая песня "Четыре таракана и сверчок". Мы её тут же запомнили. Когда шагали домой, то все пели новую песенку. Было очень весело.

Комментариев нет:

Отправить комментарий