вторник, 4 марта 2014 г.

Киев - мать городов.

Несколько лет назад был у меня такой случай:  проходил я по улице Айской и увидел в одном из дворов человеко-вещевое скопление. Кто-то, явно, освобождал наследную квартиру. Недалеко от мусорных контейнеров высился холм из мебели, одежды, громоздились разного рода шмотки, телевизор и холодильник советского периода. Всё, что было кем-то нажито непосильным трудом. Целая жизнь, обратившаяся в груду ненужного. Вокруг копошились люди-тени, смыслом жизни которых стала добыча вторцветмета.
Я подошёл ближе ...
 и увидел вот это
..он лежал на сырой земле, никому не нужный. Меди в нём слишком мало, чтобы бомжик наклонялся ради этого пустяка. Памятный значок к 300 летию воссоединения. Ханыгам он не нужен. Потомкам того, кто хранил этот значок, он был не нужен ни в каком виде, поэтому его швырнули на землю и случайно вдавили в земляную мягкость.
Я достал нож, верный друг, который всегда со мной. Выковырнул из родной земли униженную цацку.
Никто из присутствующих не обращал на меня внимания, все были заняты серьёзными делами.
 Как достался он прежнему владельцу? Был одарен памятным знаком  во время торжеств 1954г.? Заполучил, как коллекционер? 
Поскольку на значке хорошо потоптались, эмаль оказалась несколько подколотой, её позже пришлось подмазывать, что на цифровом фото хорошо заметно.
 Не бог весть какая ценность! Сувенир к дежурному юбилею русско-украинских взаимоотношений. Всё это исторично, академично. Пыльно. Рутинно. Казалось, что всё связанное с киевско-московскими сношениями всегда будет ... провинциальным, что ли? Очевидно, что ничего судьбоносного тут быть не может, ничего значительного не произойдёт. Ну, помидоры и яблоки. Ну, сало и поездки в Москву и Трускавец. Концерт казачьей песни, лыжи в Карпатах. Друг хохол приехал в гости, привёз вишню, сливу и сделанное "для себя" вино в трёхлитровых банках. До утра пили, говорили за жизнь и пели "Роспрягайте, хлопцы, коней". Вот и всё, чем были и будут ограничиваться восточно-славянские связи, ничего выдающегося. Разве может быть иначе? Ну, разве что, какой-нибудь прогрессивный учёный обнаружит, что Киев это отец городов русских. Так казалось мне пару лет назад, когда я стал обладателем приятно тяжёленького дружественного значка оформленного в сталинском стиле.
  Кто бы мог подумать, что вскоре русско-украинская тема станет обжигающе горячей, всемирной, а плохо сохранившийся значок начнёт притягивать взгляд.

   Трёхсотлетней давности русско-украинское воссоединение. 
  Давайте посмотрим, что говорит про это интернет.

Википедия:
Воссоединение Украины с Россией — историографический и публицистический термин, возникший в советской историографии в 20-х годах XX века, которым обозначают событие, заключавшееся в переходе реестрового Войска Запорожского и части подконтрольных ему территорий современной Украины в российское подданство  в 1654г.
Гетман Войска Запорожского Богдан Хмельницкий обратился с прошением о переходе на службу к царю Алексею Михайловичу. Просьба была удовлетворена царём и утверждена Земским Собором в Москве. Побудительной причиной перехода являлось избавление православного населения Малой Руси от религиозного и социального угнетения со стороны шляхты и католического духовенства Речи Посполитой.
 Вас, читатель, устраивает такое описание?
 -------------
 Вернёмся к значку.
 На следующий год после смерти Вождя, то есть в 1954г, в дружной семье советских народов было пышно отмечено 300-летие Воссоединения Московского Царства с украинским народом. Отмечался юбилей вполне в сталинском стиле, очень советски-классицистично. Верховный Совет провёл по этому судьбоносному поводу весьма торжественное заседание, а его участники одаривались вот такими вещицами


Коробочка из карельской берёзы с серебряной накладкой, это футляр для памятной медали, которую вы тут видите.


Надо полагать, на неизбалованных советских людей всё это великолепие производило неизгладимое впечатление. Однако, в коллективной памяти сохранились не шикарные памятные медали в коробочках из карелки, а переподчинение Крымской татарской полу-республики от РСФСР к УССР.
    Очень быстро сложился Миф, гласящий, что Хрущёв, этот ненавистный реформатор, этот лысый кукурузник, подарил Украине наш русский Крым, словно значёк или авторучку. Я и сам так считал, поскольку, все вокруг так говорили. Миф я воспринимал как факт, и факт этот, почему-то, меня нисколько не зацеплял за душевные струны. В Крыму я побывал впервые в жизни в 2000 году, влюбился в этот волшебный край и то, что пришлось пересекать украинскую границу, меня ни в малейшей степени не взволновало. Тогда же, в двухтысячном, я дал себе слово обязательно приехать в Крым ещё. Слишком долго я собирался посетить это бедное но сказочное место. Всё в жизни переменилось, и теперь я ни за что не поеду в мой любимый Крым. Наступил 2014 год. Миф о русском Крыме и восстановлении исторической справедливости методом прихватизации, воспылал в умах и душах окружающих меня людей. Но, ведь, Миф о волюнтаризме Хруща был и моим Мифом! Только не пылающим, а сонным, покоящемся на дальней полке моего душевного архива. Поскольку наступила новая непонятная эпоха, пришлось его доставать с полки. Надо было разбираться. Первое же ознакомление с историческими материалами этот Миф во мне разрушило. Оказалось, что подвижка внутрисоветских межеваний была разумным технократическим шагом, по сталинской традиции приуроченным к памятной дате.
   Вряд ли кто рискнёт последовать моему примеру, и принести Миф в жертву фактам, поскольку людям их Мифы дороже знания - это многократно проверено. Почему мне это удалось - не знаю.

  Представленный выше ряд снимков юбилейных артефактов, я скачал из интернета. Ничего этого у меня нет - ни художественной медали ни смехотворной ручки с кукольным кремликом внутри. Есть лишь один дружественный русско-украинский значок неполной сохранности, спасённый от погибели.
 Знаки дружбы, медали в честь воссоединения : все эти многочисленные, некогда, штучки-сувенирчики, разбрелись за полвека по жизни, затерялись и утонули во времени.
  Ох, непроста судьба вещей! Да и у людей она не легче.

1 комментарий: