пятница, 12 февраля 2021 г.

По Музею

 Поскольку я на пару-тройку часов оказался по определённой надобности на моём прошлом месте работы, в краеведческом музее Уфы - (ныне Национальный Музей Республики Башкортостан) - то решил пройтись по залам посмотреть на мои вещицы. На месте ли? Не отправились ли отдыхать в запасники? 

Отдел башкирского мёда. Тут ли мои баночки? 

Да! На месте! Вот эта была выменяна у одной бабушки на специальный дамский несессер для ниток и пуговиц. Использовалась дореволюционная банка для хранения пуговиц. Почему бы нам не поменяться? Я покупаю новую коробку для пуговиц с отделениями и шпильками для катушек, а вы мне эту баночку отдаёте. ... Зачем тебе эта старая жестянка? Чудак ты человек! Ну, давай меняться. ... нАшто она тебе? .... Люблю всё старинное! ... 

 А эта на чердаке лежала. И эта жестянка тоже с чердака. Ту тоже поменял ... Вся витрина собрана из ничего и моей суеты. Ой, как весело было!



Мои аптечные пузырьки! Когда я увидел бумажные ярлыки, сохранившиеся целый век, в таком состоянии, будто и не было этого века, было ощущение, что это то ли сказка, то ли я снимаюсь в фантастическом кино про машину времени. Открываешь скипучую дверь в опустевшем доме, который сейчас уничтожат, отправят в Небытие. От мёртвой тишины в доме все звуки очень громкие и особо знАчимые. Мой лучший друг и соратник - мощный фонарик, подарок на день рождения помогает мне увидеть во тьме старинный шкаф. Многоуважаемый шкаф, скоро ты погибнешь. Нет возможности спасти тебя. Этот старинный город похож на "Титаник", погибнут почти все.... . Открываю дверцы шкафа .... на полке стоят аптечные пузырьки, пережившие Последнее Царствование, кучу революций и всесжигающую гражданскую войну, мировые войны, борьбу с мещанством и шестидесятническое избавление от старья и хлама. Сколько резных буфетов и бабушкиных сундуков тогда сгорело на пустырях в инициативных аутодафе! .. А эти крохотные беззащитные стеклянные хрупёшки не просто выжили, но и сохранили свои тленные бумажные языки в первозданном виде! Это невозможно! Так не бывает! ... Теперь вы занимаете подобающее положение. 

Ой! Мои сани-сиделки! Коляска! Останки коляски. 



Там наверху должна быть плетёная корзина, в которой и лежит лялька. Остатки корзины были так ветхи, что я сам их убрал и в таком виде с Сочинской нёс на себе до музея. Так смешно сейчас вспоминать. Я был молодой. А транспортом не располагал никаким. Ох и удивлялась бабушка, когда я проявил интерес к "этому хламу" в сарае. - "Да какие деньги? Так забирай! Всё равно выкидывать! .. Книги? И они нужны? Они же старые! Я их на растопку расходую!  ...Ну, чудак ты, честно-слово ...."


О, этот кафель с меандрами покрывал, когда-то пол в этом самом здании. Он тутошний! 1910 год. Новое здание губернского земельного банка. Всё по последнему слову науки и техники. Он служил сперва банковским работникам, затем партаппаратчикам губкома ВКП(б), потом это называлось обком КПСС, потом старинный итальянский кафель достался комсомольским вожакам, а после возрождения российской государственности оказался под ногами работников Национального музея. И топтали бы его ноги разных людей ещё не один век, но тут  решено было провести реконструкцию и историческую плитку содрали, отправили на свалку, я долго упрашивал моих бывших сослуживцев сохранить хотя бы несколько плиток для истории. ... После этого ужасающего обновления для меня настоящей пыткой стало само посещение этого  Музейного здания. Но иногда приходится заходить ...


Ой, печной изразец! Да, какие печи были в особняке купца Карнаухова! ... эх, паразиты, как им не жалко было? ... Ну, хоть один изразец успел ухватить. Не то ни сё.  А это что за кирпичи? Не помню. 

- Ой, моя жестянка! Узнаю. А! Одна стенка от ящика "Чай Грибушина"!  Как же, как же! В сарае между Энгельса и Октябрьской. Да. Хотя бы одну стенку смог спасти. Хорошо. Пусть красуется. 


 Ой, смотрите! Моя гранёная гиря! 



Тогда город развернул борьбу с сараями в частных домах. Это была усадьба Чирковых. Как потом оказалось, сам дом впоне мог потянуть на небольшой краеведческий музей, и почти всё погибло, но тогда я увидел, что крушат сарай, к нему свободный доступ и рядом с сараем стоит вросшая в землю гранёная пудовая гиря! ... Как я её с передыхами тащил, как в троллейбус грузил - такое воспоминать, так прямо улыбает! Я тогда ещё не догадывался, что с моим позвоночником произойдёт через пару лет ... .

Как? И эта штучка пригодилась? Я ещё сомневался: брать не брать? Больно ветхая... . Это просто во дворе многоквартирного дома валялось в куче обычных вещей. То ли ветеран войны умер, и дети взялись наводить порядок в доме, то ли семья российских немцев спульнула на историческую родину и ненужный "хлам" просто вывалил на улицу. Оба варианта равновероятны. Ничто так не скрепляет народы, как война. Будем считать, что это часть погибшего имущества российско-башкирских немцев.... Не зря, значит, я её сохранил.

В рамке-то как смотрится, а! Сразу становится понятно: это не просто так, а Обломок Прошлого! От Художника-оформителя  в Музее очень много зависит!


 

А! Моя еврейская витрина! Боже мой, да, да! На улице Энгельса! Там уже бульдозер крутится, ни дома ни сарая... Что за мешок лежит на земле? .. Ой, что это за штучки? Теперь можно сказать, я почётный еврей Республики Башкортостан. Пришлось вникать в тему, так я узнал, что такое семисвечник, талас, тефелины, кипа... . 


 



Пасхальные формочки! Как же, как же! Помню! ... провода как-то не вписываются ...

Так до сих пор и не знаю, какое назначение эти медные жбаны имели. Где я его нашёл? Не помню уже. Помню радость, когда я его увидел и поднял. Это были последние дни медных находок. В 90е бездомные яростно охотились за всем медным - сдача самоваров в утиль для них была единственной возможностью выжить.

О, весы-коромысло! Одна из первых моих находок! Я тогда ещё и предположить не мог, что стану сотрудником музея. Город только начали пластать, я увидел это и душа моя уязвлена стала, я ещё не знал, что по этому месту пройдёт проспект имени Салавата Юлаева. ... Эти весы прежний хозяин использовал в качестве столбика для огородного заборчика. Чё зря лежать в сарайке? .. Сперва эти весы надо было откопать, потом я как ленин с бревном ... Если бы эти весы вернулись туда, где я их обнаружил, они повисли бы над проспектом имени Национального героя. Теперь они на своём месте. Стоп! О моё ли это? Что-то маловаты они. Ей-богу, эти весы похожи, как младший брат на ту пудовую железную палку, которую я пёр в музей на плече, время от времени отдыхая под жарким солнцем последних дней мая. Ой, извините, на всякий случай. Может я и соврал. Моя громадина могла не поместиться в витрину и лежит сейчас в запасниках.


Ха! Мой ковш! Ну этот, точно мой! Такую фигню только я мог в музей принести. До чего люблю простые вещи! Как мило он смотрится рядом с медвежьим капканом!


Да! Как сейчас помню! На Дагестанской дома сносили. И такие фиговенькие домишки были, ничего не ждал от них и вдруг ... Алюминиевый котелок и фляжка, сделанные в Российской Империи в начале ХХ века, во времена Русско-Японской войны, и ложки, повторяющие формой деревянные ложки ... Странно, что они оказались в разделе Великой Отечественной, но, в прочем, почему бы и нет? 



 О! Мои американские лендлизовские сапоги! 


Да, да, а ботинки с клеймом US ARMY в музее воинской славы хранятся ... . Кто бы мог подумать, что напротив кинотеатра "Родина", в сарайчике лежит лендлизовская обувь и сохран - первый класс! Я и прежде находил такие покоцаные сапоги, думал наши, дореволюционные. А один путешествующий американец - такое в 90е было вполне нормально - посмотрел на мой погрызенный крысами сапог и сказал : о, наши сапоги! На деревянных гвоздях! ... \\\ Вот так по крупицам и собирается информация. ... \\\ 

Помню, зима снежная была, бульдозер утюжит эти сараи, смотреть надо, чтобы меня техника не сгребла вместе с досками и сугробом. ... Что-то торчит из белого месива. .. Башмак. Ой! Это же "Ю Эс Арми"! .. Ой! Сапог! Я уже знаю, это тоже лендлиз. Непарная обувь. Не то ни сё. ... Ещё надо снег поворошить! .. Ха! Второй ботинок! Нормально.  .. И ещё сапог! Отлично! ... Эх, время было!

Ой, это же мой медный котёл! ... Да, да, возле трамвайных путей! Напротив знаменитого "Дома Тарзана"!  Какой домище был! Сказка! А какой каретник! В бревенчатую стену вбит кованый гвоздь, и на нём висят конские удила странной формы, позже я узнал, что это не простые, а офицерские удила! Какой офицер натягивал их на своём жеребце? Никогда никто не узнает. Мужик дом на слом купил жадный, загребущий. Хозяин! А этот медный котёл не нужен? - Нужен! - Зачем? - Пригодится! Я дом купил и всё тут моё - За сколько продашь? - Не продам. Самому надо. - Доброе утро! Ну что, может, продашь котёл? - Нет! - .... ой, что же ты такой не аккуратный, хозяин! Бревно на свой котёл уронил, помял медь ... - слышь, мужик(это он ко мне обращается)  Тебе этот котёл нравится? Забирай! Мне мятый не нужен.... . 

Так я его и притащил в музей задаром, реставраторы потом выправляли. ...


 


Ну, всё. Мне пора идти второе представление давать 





Комментариев нет:

Отправить комментарий