суббота, 6 февраля 2021 г.

Доброе дело, оставшееся без наказания

 Воскресное утро. Ветер стих. Скажи кому, что вчера была плюсовая температура и слякоть, а вечером поднялась метель, перешедшая в пургу и резко похолодало - не поверят. Воздух неподвижен, всё морозное, свежее, белоснежное, затвердевшее. Сейчас должен подойти мой троллейбус. Впервые в этом году еду на работу ясным утром. Позавчера были серые сумерки, вчера хоть и светлые, но тоже сумерки, почти ночь. А сегодня хоть и слабенький, но день. Солнечно утро. Количественные изменения перешли в качественные. .. А вот и мой тролик - №13. Людей внутри мало, всё-таки это зимнее утро, город ещё нежится в тёплых кроватях. Переднее сиденье свободно - это моё. Маловероятно, но вполне возможно, прямо к открытию появится ранняя пташка. И я сходу должен буду выразительно, но не театрально сказать что-то вроде : здравствуйте друзья, добро пожаловать в волшебный мир математики .... . Надо заранее настроиться. ..... Мой электро-корабль неспешно, но уверенно спускается по улице в низину, сотворённую маленькой речушкой со смешным названием Сутолока. Мимо меня плывут хрущёвки, брежневские двенадцатиэтажки, трёхэтажные сталинки. На вечном приколе стоит ещё один "корабль" запредельной длинны серая 12-этажка, за которой не логично золотятся купола отреставрированного храма, а далее начинается исторический город-деревня, ещё не сьеденная новостройками. Маленькие старинненькие домики, большие заснеженные садики, серые, но на фоне снега милые, заборчики, белые, как подушки и простыни сугробчики. Вдоль заборов тянется расчищенный тротуар. Это хорошо. ... Что это? ... на тротуаре лежит человек. Лицом вниз. Синий пакет зажат в руке. Между серым забором и пуховым сугробом на прохожем месте лежит человек, слегка припорошенный снегом. В густонаселённом городе. Прохожих нет, но проезжих уже много. Если пурга закончилась в час или два ночи, но почему он припорошен снежком? Сколько лежит? Никто из пассажиров не отреагировал не эту картину. Мы едем. ... Что делать-то? ... Мы уже мост переезжаем, сейчас окажемся в другой стране, в кирпично-бетонном ущелье из 20-30 этажных домищ. Никто в троллейбусе лежащего не заметил, хотя тело, одетое в чёрное на белом снегу невозможно не заметить. Сейчас на улице - 20, в троллейбусе работает нагреватель, тут тепло. Наверное, все пялятся в свои гаджеты, сейчас даже бабульки занимаются этим в транспорте. ... Надо что-то делать! Вроде ... 112 номер всего экстренного? .... 

- .. вы позвонили в службу ...

- (господи, что говорить-то??) , здравствуйте, я сейчас еду в троллейбусе, по Айской (что я несу? Надо как-то иначе..) .... сейчас спускались и я увидел человека, лежащего на земле, похоже давно лежит, ...

- в каком городе вы находитесь? 

- в Уфе(это что, не наша система? Она какая-то всемирная? Почему я этого не знаю?) 

- не кладите трубку, сейчас вам ответят....

(меня куда-то перекидывают, как теннисный мячик. Я вспоминаю, что ни одно доброе дело не должно оставаться безнаказанным)

В телефоне раздаётся спокойный твёрдый, почти левитановский баритон, которому я опять говорю про троллейбус и частные дома на улице Айской, понимая, что обладатель начальственного голоса, скорее всего, воспринимает это как чей-то утренний сумбур. Но найти другие слова почему-то не удаётся.

- Назовите номер дома, возле которого находится этот человек.

- Там частные дома, я не могу знать какие там номера!

- а вы уверены, что это вообще человек? Может это пакет?

-пакет у него в руке, синий. А это человек в чёрной куртке и чёрных брюках.

- это мужчина или женщина? -вопрошает мужественный баритон. Я начинаю злиться.

-Это мужчина.

- сколько ему лет?

-он лежит лицом вниз, и припорошен снегом, видимо лежит давно. 

- Но если вы не можете указать точный адрес, почему вы звоните? Мы отправим бригаду и они должны поисками заниматься? 

-Ещё раз : если спускаться по Айской, справа, там где частные дома, перед самым мостом, лежит человек, и, похоже, всё очень и очень плохо. Найти не трудно. 

 Баритон делает мне ещё какое-то нравоучение. Я прихожу в дикое озлобление с утра пораньше перед весёлым  мероприятием.

- я выполнил свой гражданский долг! Увидел, что на морозе лежит человек, припорошенный снегом и позвонил в службу спасения! Что ещё вы от меня хотите? Я сделал всё, что мог в моей ситуации.

Я нажимаю на красную закорючку, телефон замолкает. И тут же оживает.

-Почему вы отключились? - грозно вопрошает баритон, который должен принадлежать не девушке оператору, а, по меньшей мере,  начальнику медсжубы региона. - Свой гражданский долг вы выполнили бы, если бы вышли из транспорта и оставались рядом с пострадавшим до прибытия бригады. Кроме того, вы должны были указать номер дома, к которому "Скорая помощь" должна прибыть. Если пострадавший не будет найден, ваш звонок будет считаться ложным вызовом.  Предупреждаю вас об ответственности за ....

- Идите к чёрту, я сделал, что мог! Я на работу еду ...(он продолжает делать мне выволочку своим красивым уверенным голосом)  ... я на работу еду, .. (он опять что-то диктует) .. я еду на работу - понятно? Я уже опаздываю! Я не могу выходить, ждать,  другие вообще ничего не сделали, я сделал всё, что мог. И дальше можете наказывать меня за это как угодно. ... Я бесцеремонно отключаюсь. ..... Троллейбус пустеет. В салоне только кондукторша и я. ... Приехали. ... Под ногами хрустит свежий снежок. Ветерок с реки подул. Не сильный, но злой. .... Вот я и на месте. Облачаюсь в спецодежду. Костюм. Завожу часы, опускаю их в жилетный карман. Цепочку прищёлкиваю к борту жилета. Какую бабочку надевать? Красную или чёрную? Я догадывался, что звонок мне этот выйдет боком, но просто ехать себе и ничего не делать я не мог. ... Пожалуй, чёрную. Ну, вот теперь порядок. Жаль, посетителей пока нет. 

Телефон звонит. ... Слово "да" говорить нельзя ... 

- слушаю

- вы делали вызов "Скорой"?

- я делал! Я!! И что? В чём я ещё виноват? Какие ко мне теперь претензии? 

(голос на этот раз другой, уже не начальственный, почему-то вспоминается фильм "Аритмия") 

- ... э-э-э .. нет, никаких претензий к вам нет. Вы сделали вызов.  Я вас  извещаю, что мы нашли человека, к которому вы нас вызывали, .... Ну, это ... . (чувствуется, что собеседник не ожидал, получить отпор сходу).  Ну, в общем, там ... ВСЁ. 

- да, понимаю.

- ну, тогда до свидания.

- досвиданье.

Кажется, я избежал неприятностей, которые вполне мог навлечь на себя своей инициативой. Умные люди, в подсознание которых впечатан принцип наказуемости хорошего и доброго, предпочитали пробежать мимо прибелённого снежком тела или старательно лайкать котиков, сидя в тёплом салоне автобуса-троллейбуса, смотреть в смартфон, а не на то, что требует действия и человеческого участия. Я и сам понимал, что иду навстречу неприятностям, набирая в телефоне цифры 112, но не делать это я не мог. Противно только сознавать, что я впал в небольшую каталепсию, увидев заснеженное тело и некоторое время туго соображал, что делать. Рохля! Тупак! 

... на этот раз  доброе дело осталось безнаказанным. Я не опоздал. Посетителей нет. Пишу рассказик - это успокаивает. ... А вот и первые гости. Из Учалов? Замечательно! Здравствуйте, друзья! Добро пожаловать в сказочный мир науки! .... (надо будет ещё раз пересмотреть "Аритмию") .

Комментариев нет:

Отправить комментарий