среда, 10 февраля 2021 г.

День Домового

 В вотсап пришла веселушка - оказывается, сегодня праздник, о котором я давно забыл - День Домового. В забавном ролике звучит какая-то милая песенка и сменяют одна другую, соломенно-тряпошные куклы, изображающие домового. Все до одного - копируют героев советских мультиков : домовёнка Кузю, дядюшку Аука и других. ... 

.... о том, что моего деда по материнской линии (которого я почти не помню), раскулачили, а моя мать в три года стала кулацким отродьем и беженкой в своей стране, я узнал в конце перестройки, когда мои предки решили, что можно не бояться и отважились рассказать правду. До этого я знал, что они жили в Уфимской губернии, недалеко от Давлеканово, в с. Коран, а потом решили переехать в Казахстан, потому, что моей бабушке из-за водянки срочно потребовался переезд в тёплый климат. Но не помогло! ... И схоронив в песках Азии нескольких членов семьи, решили вернуться, как они говорили "в Россию" , но, почему-то не на прежнее место, а на строительство Куйбышевской ГЭС, в посёлок Управленческий. ... То, что в этой версии есть неувязки, я по молодости не понимал. Противоречия разрешились, когда мне сказали, что в 35м году, когда, казалось, все "великие переломы" закончились, и жизнь успокаивается, семья с мордовской фамилией  Шестаевы (фамилия подмосковной мещанки Володиной растворилась в ней бесследно) , эта крестьянская семья попала под затухающий шлейф раскулачивания. Нашим повезло. Кто-то из друзей, служивший то ли в сельсовете, то ли ещё в какой местной администрации, по-свойски шепнул : послезавтра за вами придут .... . И на срочном семейном совете решено было бежать сей момент, и раствориться в бескрайних просторах полу-азиатской Родины, спрятаться от карающей руки Власти в казахских степях. Похватали самое необходимое, тулуп, чтобы на земле ночевать, прыгнули в телегу и кнутом по лошадиным бокам! ... Но....

.... Но перед бегством, вечером последнего дня,  бабушка моей Матери, взяла стоптанный лапоть и положила его под печку, произнеся нужный зАговор на Домового. Утром лапоть с Домовым, который незримо в нём присутствовал, был бережно положен в телегу, чтобы на новом месте он берёг Очаг и Дом. .... . Как вы уже знаете - незримые Силы не выручили. 

 Пристанище мои предки нашли в колхозе "Пахта Арал" Джамбульской области, в кишлаке, где они были единственными русскими, местные жители часто кидались в них камнями и кричали : урусы неверные! Особым смаком было - кинуть камень, который был использован в качестве подтирки после дефекации. Вместо дома-пятистенка,  нечто глинобитное с земляным полом. После смерти нескольких членов семьи, решено было возвращаться .... . Ничего лучше, чем ГУЛАГовский посёлок рядом с городом Куйбышев, найти не удалось. Крестьянский труд сменился работой на авиационном заводе, а свой дом на барак. Но барак был "вольный"! Вокруг были толпы, точнее, колонны ЗэКов, которых конвоиры гнали то на стройку коммунизма, то обратно в зэковский барак.Это в военное детство было для мей матери привычным, нормальным состоянием бытия. После войны к нашим зэкам прибавились пленные. ....   На новое место жительства Домового из Казахстана уже не везли. Наступили новые времена. Сказки закончились. Бабушка умерла, а молодые  в языческие мифы больше не верили. Сил на это не осталось. 

Всё это было совсем недавно. И страх, говорить правду, проникший в печёнку, но ушедший с Перестройкой, и реальная вера в Силу Домового, и бегство мещанки Володиной от голодной смерти в Москве 1918 года в сытую Башкирию - всё это было совсем недавно. Но так бесконечно давно! Что из этой давности пригодится завтра?

Оказывается, игровая вера в Домового, который представляется нам по старинным советским мультикам - пригодилась! Даже праздник соответствующий, давно забытый, возродили. Вы верите в Силу Домового? Моя пра-бабушка верила.

Комментариев нет:

Отправить комментарий