суббота, 18 апреля 2015 г.

Теберда

Книжицу с таким названием я открыл в неожиданно возникшую паузу на работе. Карманного формата книжечка в твёрдом переплёте - отголосок забытого советского периода. Автор - Малышев, мало кому памятный популяризатор знаний о природе. Приятная вещица, созданная в Ставропольском издательстве в 1973 году.
 Когда-то, в 60-70 годы, всякий, кто считал себя настоящим шестидесятником, кто просто хотел чувствовать себя молодым, полным жизнерадости и передовым, кто пытался не отстать от моды, тот был обязан побывать в Теберде и Домбае. Моё детское ухо часто ловило разговоры взрослых: " ... когда я был в Домбае ... а вы не бывали в Теберде? ..." . Эти два странных слова звучали как пароль.
    Мне в них слышались билиберда и раздолбай, но вслух я эти ассоциации произношу только сейчас, спустя целую жизнь.
  Традиция кавказского туристического паломничества сошла на нет так плавно и тихо, что я, даже не заметил, когда и как это произошло, словно истончился и заглох родник.

   В описываемой книжечке на странице 13 я прочитал следующее: ... выдающийся осетинский поэт и революционный демократ Коста Хетагуров, основоположник осетинской художественной литературы  и один из первых осетинских живописцев, учился в Ставропольской гимназии, затем в Петербургской Академии художеств, которую не смог окончить из-за тяжёлого материального положения...
   Хетагуров? Хетагуров - стал я вспоминать. Новое имя, но такое ощущение, что где-то я слышал его ...
 И тут я вспомнил - "хетагуровки"! Я слышал не имя поэта Хетагурова, а явление из довоенной советской жизни! Комсомолки-доброволки, ломанувшиеся на освоение советского Дальнего Востока по призыву какой-то офицерской жены, и звалась она, эта жена, Хетагурова. Это была историческая истина. Она была высечена в камне и отлита в бронзе - исторический факт, зафиксированный в учебниках. Несколько лет назад я сделал потрясающее открытие - оказывается, это девичье-энтузиастское движение хетагуровок было грандиозной исторической фальшивкой, чудовищной трагедией для бессчётного количества наших людей, и трагедии эти давно забыты и прикрыты забытой "железнодорожной" песенкой о девушках и Дальнем Востоке.
  Какое отношение может иметь осетинский поэт и недоакадемированный художник Хетагуров к массовому похищению девушек в Советском Союзе - мне стало интересно. Я полез в википедию:

  
Коста́ (Константи́н) Лева́нович Хетагу́ров (осет. Хетæгкаты Леуаны фырт Къоста; 3 (15) октября 1859 — 19 марта (1 апреля) 1906) — осетинский поэт. Основоположник осетинской литературы[1].
Коста Хетагуров считается основоположником литературного осетинского языка. В 1899 году он выпустил поэтический сборник «Осетинская лира» (осет. «Ирон фæндыр»)

- нет, тут не может быть связи с насильственным переселением девиц в дикий край при власти И. Джугашвили.

  Кажется, это! -

 Гео́ргий Ива́нович Хетагу́ров (25 апреля 1903 — 3 сентября 1975, Москва) — советский военачальник, генерал армии. Герой Советского Союза (1945 год)


            Ещё одна ссылка:                                      
     Ни красный командир-комиссар (в одном фужере) отдельного артдивизиона, ни его жена Валентина ничем особым не отличались. Последняя, правда, хорошо стирала от имени женсовета. Просто пришла разнарядка: нужна молодая, политически сознательная, русская, член ВКПб жена красного командира, да еще и комиссара (в одном фужере). Ею была назначена Валентина Хетагурова. Ну, а дальше по известной схеме.
Она получает написанный где положено текст, подписывает его и обращается через центральную прессу к молодым женщинам с пламенным призывом: «Сестры! Вы нужны на Дальнем Востоке!» Дальше: в райкомах и крайкомах комсомола разворачивается кампания – вербовщики спускают разнарядки на предприятия, предприятия выступают со встречными планами… Так родилось комсомольское женское движение, называемое хетагуровки ...
  О душераздирающей истории освоения советского дальнего Востока, о судьбе хетагуровок  вы сможете узнать и без меня - интернет вам в помощь, перевёрнутая страница истории вдруг опять открылась, непонятно почему, материалов по хетагуровской теме теперь в интернете выложено много
 - вот такая теберда получилась.
Вы не бывали в Теберде? А в Домбае? Лично я не бывал. Скорее всего никогда и не побываю.

Комментариев нет:

Отправить комментарий