суббота, 31 марта 2012 г.

Коллекционирование и коллекционеры.

Нерусское слово collection давно обрусело. Сейчас коллекционеры стали всего лишь интересной завитушкой нашей жизни. Теперь их мало.

Собирательство и коллекционирование - не одно и то же.

На запрос "коллекция" - интернет вываливает кучу ссылок на:
 коллекции одежды нового сезона, коллекции новой косметики, коллекции модных часов и ювелирки и т.п..... Новое время - новые слова.

 Несмотря на то, что с 1991 года в нашей стране появились газеты и журналы для коллекционеров, много денежных коллекционеров, музеи частных коллекций, о чём раньше и помыслить было нельзя; несмотря на всё это, коллекционерское дело увядает.
   Лет сорок назад, в то время, когда во взрослой жизни стоял брежневский застой, в ребячьей стране бурлило повальное коллекционерство. В клубах коллекционеров тогда больше всего "клубилась" мальчишня, а не взрослые.
     Всё клубилось и ширилось. Каждый ветеран коллекционирования всегда был окружён стайкой пацанов и постоянно слышалось: дядя, а вот это как называется? Дяденька, расскажите, пожалуйста ...
    Теперь на собраниях коллекционерских сообществ слышишь разговоры об инфаркте и давлении, о тех, кто недавно ушёл навсегда, видно одних стариков, в лучшем случае тридцатилетних.
   Малышня не клубится, как раньше, не приобщается...

 Коллекционеры, как правило, тяжёлые в общении люди. Я имею ввиду настоящих коллекционеров, которые полностью сосредоточены на своей коллекции и, потому, иной раз  не замечают никого и ничего(лучший пример - коллекц. граммофонов Дерябкин), однако, им можно простить это за ту пользу, которую они приносят обществу.

Коллекционер - это человек, который из хаоса бытия выуживает некие предметы определённого рода, подчас малозначимые,  и составляет из них гармоничную подборку, создаёт тем самым нечто. Ну, как мозаист из милых, но бестолковых камешков и осколочков создаёт картину. Коллекционер, тихо ковыряясь в своём уголке и шушукаясь о чём-то с такими же чудаками как он сам, привносит в мир дух упорядочивания и систематизации. Он сеет своей, незаметной окружающим, деятельностью, идею гармонизации хаоса.
Дух и идея способны растворяться в воздухе. Они носятся среди людей, и нечаянно вдыхаются человеками. Мы окружены этими растворёнными идеями, как ферромонами. Далеко не все из них хорошие. Коллекционеры, будучи людьми не всегда удобными в быту, источают хорошую идею.
Жаль, что их становится всё меньше и меньше.
------------------------------
Мой дом  заполнен массой всевозможных старинных вещиц. Поэтому часто меня называют коллекционером, против чего я всегда возражаю, и говорю, что я не коллекционер, а спасатель.
Формально, я подхожу под категорию эврифила, то есть собираю предметы не одного определённого вида, а беру всё подряд. Но дело в том, что я эти вещицы не покупаю и не вымениваю. Я их подбираю. Если бы я не давал себе труд нагнуться и поднять встретившиеся на пути антикварные штучки, то они просто погибли бы. Я вынужден собирать это.
----------
Глядя на меня дочь решила тоже что-нибудь собирать. И она остановила выбор на пепельницах. Это коллекционирование имело глубокий философский подтекст.
У нас, в некурящей семье, считается, что одна из самых омерзительных вещей в мире - это окурок. Бесформенный, вонючий, весь в чьих-то слюнях... Бррррр....
И для этой гадости люди придумали сосуд, да ещё красивый, да ещё и подчас высокохудожественный! Ну, разве это не чудо?!
И так, имеем целый класс предметов - изящные ёмкости для собирания безобразного. Что это значит? Значит, окультурить можно всё. Всё! Даже такую гадость, как кучка окурков. Смекаете? Это значит - Есть Надежда!
Так что, когда вы отчаятесь в попытках сделать нашу жизнь красивой, посмотрите на пепельницу, вспомните мои слова  и не опускайте рук.

Сейчас моя дочь уехала жить в другую страну. Там всё культурно и пригодно для жизни. Она уехала. А коллекция пепельниц осталась. Напоминает. Вдохновляет.

2 комментария:

  1. Небольшой комментарий к моему же постеру.
    "Коллекционеры" писались для программы О. Журавлёвой посвящённой теме коллекционирования, в цикле "Типичный случай". Поскольку структура форума "Эха" не предполагает "тяжёлых" постов, я написал текст у себя, и оставил ссылку на него в блоге Журавлёвой. По неизвестной мне причине журналистка проигнорировала его.
    Ну и ладно, мне больше достанется!

    ОтветитьУдалить
  2. Меня забанили на "Эхе" без объяснения причин.

    ОтветитьУдалить