четверг, 12 июня 2014 г.

Светопреставление

13.06.2014г. 02ч. 30 мин.
Коротюсенько отписываюсь в пол-третьего ночи.

Несмотря на дикую усталость, дотерпел до полуночной премьеры парфёновского "Цвета нации", а теперь не могу уснуть. А уснуть надо! Завтра с утра мне на работу, теперь выходных у меня нет. Пишу, чтобы сказать тем, кто пропустил "Цвет"  :

 Рекомендую ... Нет! Требую, чтобы Вы посмотрели последнюю работу Парфёнова!
 Пока у меня всё.
 Потом пост доработаю, а сейчас я упал и буду заставлять себя уснуть.
===
13.06.2014г. 22ч. с минутами.
 В принципе, на мой взгляд, Парфёнов всего лишь, развил мысль, высказанную давным-давно, Бердяевым. Он(Бердяев) сказал нечто вроде этого: мы будем собирать осколки России, точно так же, как ищем осколки Древней Греции и пытаться по ним понять, какой была эта исчезнувшая  страна - Россия. Парфёнов именно это и сделал в эфире 1 канала. Он по цветным фоторгафиям дореволюционной жизни пытался воссоздать модель рухнувшего бытия, как археолог по осколкам амфор и скульптур пытается воссоздать жизнь античной Греции. Но у Парфёнова к идее Бердяева добавился личный опыть четвертьвекового пост-советского бытия.  Когда-то, в далёком 91 году нам казалось, что мы избавились от комунячьего гнёта и вернулись "к истокам", к тому, от чего были отрваны в 17м году. Тогда казалось, что мы не просто  подберём сейчас осколки разбитой дореволюционной жизни, мы их изучим, по ним вспомним забытое, добавим передовой заграничный опыт, и, ух, как мы заживём! Ух, как возродится и расцветёт  Новая Россия!
   Теперь совершенно ясно, что припадение к истокам не состоялось. И не могло совершиться. Припадать было не к чему. Та жизнь исчезла безвозвратно. Осколки есть, а возрождать нечего. Мы, лишь по названию русские. С теми русскими, которые жили на этой территории сто лет назад, мы связаны так же, как жители фараоновского Египта с нынешними египтянами. То есть - никак не связаны.  Теперь иллюзии рухнули. Возрождение невозможно. Там, где на фотографии Прокудина-Горского запечатлён храм, теперь, в XXI веке - руины. При безбожной власти было бесхозно или слегка руинизировано, а спустя четверть века после ухода этой власти, стало ещё хуже. И нет смысла восстанавливать - не для чего. Нет того Бытия, в котором эти Храмы нужны. В фильме Парфёнова это показано с невыносимой правдивостью.
  Все неопределённости и перемены завершились. Если подвести итог, то увидим, что единственное, что удалось стране за последние пятнадцать лет, это уничтожение своей дореволюционной застройки. В частности, историческая Уфа перестала существовать. Чего ни коснись, всё у нас вышло криво-косо или не удалось совершенно. Но только добивание того, что не успела убить советская власть - только это получилось сделать азартно, быстро, полностью. Можно сказать, что страна пришла к своему нормальному состоянию и успокоилась. Есть руины. Тех людей, которые мешают наслаждаться этим положением вещей,  тут больше нет. Это и есть пост-советская нирвана. Бескрайнее, безлюдное пространство, покрытое руинами. Это и только это греет душу определяющего большинства наших человеков. Ещё больше их может порадовать лишь одно - если это пространство станет ещё шире и бескрайнее.

 Что имеем в итоге? Единственная в мире постоянная экспозиция работ Прокудина-Горского находится вовсе не в России. Она выставляется ... в Узбекистане! Само собрание его снимков находится в Америке. И нет смысла их возвращать на родину. Его потомки доживают век во Франции. И странно было бы им возвращаться. Самые лучшие люди на свете - мои внук и внучка живут теперь в Америке, и сюда приедут только в качестве иностранных туристов(или не приедут никогда). Всё наше лучшее - не у нас. Здесь - только руины, и я - бездарный.

 С работами Прокудина-Горского я познакомился тогда же, когда и с работами Бердяева - во время Перестройки. Номер перестроечного "Огонька" , посвящённый его цветным фотографиям где-то хранится в моём архиве. Залежи "Огоньков" с 85 по 92 гг долго хранились у меня на антресолях, но лет десять назад я вынес эти тяжеленные расползающиеся бумажные кипы на помойку по настоянию домашних - слишком много места они занимали. Однако "Прокудинский" номер я заначил ....
.... Тогда, во время перестройки эти фотографии питали ренессансные иллюзии. Теперь, эти же самые снимки доказывают тщету возрожденческих надежд. Осталось лишь одно - разглядывать эти замечательные тени самозагубленной Родины.

 Надежды нет. Кино хорошее.

======
Викисловарь:

 Светопись(устар.) то же, что фотография -  получение изображений посредством оптического аппарата на основе действия света на светочувствительные вещества ◆ Вот, например, искусство посредством солнечного света делать верные снимки с лиц человеческих и с разных других предметов французы называют дагерротипом; а ведь мы умели же это новое изобретение назвать по-русски — и, воля ваша, слово «светопись» понятнее и вернее французского слова «дагерротип», которое, как я слышал, ровно ничего не значит. М. Н. Загоскин, «Москва и москвичи», 1842—1850 г.

Толковый словарь русского языка:
СВЕТОПРЕСТАВЛЕНИЕ, -я, ср. 1. В христианском вероучении: конец мира, гибель всего существующего. 2. перен. О полной неразберихе, беспорядке (разговорное шутливое).

Комментариев нет:

Отправить комментарий