воскресенье, 19 августа 2018 г.

Лицо (путевые заметки и воспоминания)

Некоторое количество лет назад я случайно оказался на церемонии открытия магазина сантехники. Тогда всё бурно строилось и евро-отделывалось, магазины стройматериалов, мебели и сантехники были самым выгодным бизнесом.
Столы ломились, вокруг меня кучковались и хороводились  незнакомые люди, умевшие в отличие от меня, делать деньги. Банкет!
Место, в котором открылся магазин было интересное. Массив новостроек медленно распухал и подминал под себя историческую часть города, и получилось так, что с одной стороны улицы высилась скала многоэтажек, а с другой стороны всё ещё жили своей полу-деревенской жизнью старинные особнячки с садиками и каретниками, сто лет назад потерявшими своё каретное значение.  Два мира сошлись в непримиримости и кто из них победит было заранее понятно. С тех пор много всего утекло. И того , как тогда казалось, очень перспективного магазина давно нет, и тех милых домиков теперь нет. Когда их сносили, мои коллеги - собиратели старины, сунулись было, как обычно, поискать историческое барахлишко в порушаемых постройках, но были свинчены охраной и выставлены вон под стволами компактных современных автоматов - вот так, ни больше не меньше! Времена изменились. Теперь это не бесхозные руины а частная территория застройщика.
Извините, отвлёкся.
 Презентация магазина заключалась в том, что в дорогом музыкальном центре звучала бравурная музыка, а господа бизнесмужики и бизнесвуменши ели всякую еду и вливали в себя дорогие напитки. Меня поразили их потухшие глаза. В них не читалась ни радость ни наоборот. Казалось, что они отбывают некую повинность. И я понял, что обязан взять слово.
И я взял его.
 Господа, - сказал я. Посмотрите за окно. Вы видите эти милые старинные домики. Это украшение города. Это наша История. Но люди, живущие в этих домах справляют естественную нужду в убогих, морально отживших своё деревянных сортирчиках. Они идут туда и зимой и летом. Это недопустимо! Ничто так не улучшает жизнь человечества, как современная сантехника! Унитаз - это лицо Цивилизации! Вы, господа и дамы, открывая этот магазин, становитесь, таким образом, передовым отрядом Цивилизации! Так поднимем же за Вас эти бокалы с французским шампанским!
Господа офигели. Но бокалы подняли.
 Валера, всё нормаль? - спросил я у друга, который, будучи в этой компании своим, так неосторожно привёл меня туда. Ну, раз не выкинули, значит нормаль, - ответил он. Так, говоришь : унитаз это лицо Цивилизации? Ну ты даёшь ... А разве не так? - уточнил я, намазывая чёрную халявную икру, так, чтобы она не упала в стакан с французским коньяком.
  Это я всё к тому, что в недавней поездке в Соль-Илецк, одним из самых интересных моментов были как-раз унитазы, приготовленные Жизнью для путешественников.
Поехали мы на французской "газельке"  поздно вечером и первая санитарная разминка была предоставлена нам в районе Стерлитамака. К стати, почему- то почти все постоялые дворы у нас называются "Уют".
   Наступила безлунная ночь.
Отхожее место представляло собой большой покосившийся дощатый ящик-строение с двумя не запирающимися дверями. Стояло это сооружение на задворках постоялого двора, куда не доставал свет лампочки, горевшей над входом в постоялый двор. К сортиру надо было пробираться в кромешной тьме. И тут в свете фонарика выяснилось, что войти в строение не так просто, потому что прямо у входа на полу кого-то пробил понос и надо было сперва перешагнуть через высокий порог, и, чтобы не угодить ногой в нечистоты, раскорячиться, перенести ногу и через поносную кучку-лужу ... а дальше надо было поставить ступню на наклонный скользкий от потоков мочи пол ... И не поскользнувшись подойти к очку, из которого торчал остроконечный холмик человеческих испражнений. Над ним следовало присесть так, чтобы сверху навалить ещё и при этом не прикоснуться какой-либо частью своего тела к чужим каловым массам. .... Я посмотрел на эту картину. Оценил запах .... и отправился дальше, во тьму, на лоно природы.Там я и освежился под покровом звёздного небосвода, в бархате черноты. Путешествующие дамы были лишены такой возможности по природным причинам и были вынуждены воспользоваться услугами придорожного  туалета. Как они смогли совершить этот подвиг - не представляю. Но они это сделали!
Автобус отправился дальше, высвечивая фарами свой путь во тьме.
===
Порадовал туалет  постоялого двора "Уют" на границе Башкирии и Оренбуржья. На пороге большого ящика-дома из листов ОСП сидел кавказский мальчик и с выражением полнейшего равнодушия принимал с входящих плату - 10 рублей. Даже на козырьке его бейсболки красовалась цифра "10". В туалете за 10 рублей тебе предлагалось почти немыслимое в своей гуманности оборудование


Лучшей рекламой заведения был соседний домик "М-Ж"





Мальчик, занятый сбором денег за вход в придорожный туалет вызвал во мне смешанные чувства. С одной стороны он занят делом и это хорошо. С другой стороны, что же он напишет в сочинении "Как я провёл это лето"?!
...  Я боковым зрением разглядывал мальчика и размышлял ...и ... . Тут между нами мягко притормозил, сверкая чёрным лаком, седан бизнес-класса с наглухо затонированными стёклами. Из авто явился молодой кавказец.  Он был атлетичен, как языческий бог и держал на ладони высокую стопку лепёшек. Густейшая борода его была модно и дорого обработана. Отец что-то негромко спросил сына на непонятном языке. Мальчик - сборщик что-то ответил богу-отцу на столь же непонятном мне языке. Бог-отец восшествовал в "Уют".  Мне помыслилось : а будет ли вообще этот мальчик писать какие-то сочинения?

====
В гостевом сообществе Соль-Илецка, давшем нашей семье приют, туалет был в общем-то традиционный , то есть, маленький домик во дворе. Но был он не дощатым. Его заботливые хозяева собрали из отделочных пластиковых панелей, что не принципиально. Главное, что там был унитаз! Я закрыл за собой дверь и посмотрел в лицо Цивилизации. Как это было радостно!



Тут же имелось непривычное для современных людей традиционное восточное приспособление для дамской гигиены - кумган. Не медный, как в сказке про 1001 ночь, а современный, пластмассовый.



Это было так мило, что даже торчащие из двери жала саморезов не пугали









А это я, автор данных строк на фоне придорожного коллективного умывальника. Такие раньше бывали в пионерлагерях и в Советской Армии.




====
Ну а после того банкета, по случаю открытия магазина итальянско-немецкой сантехники, я прихватизировал со стола большую банку чёрной икры, такую красивую, заграничную, из толстого стекла с крышкой бугельной укупорки. Я долго лакомился подарочным деликатесом, а сейчас в этой герметичной банке  хранится в  домашней аптечке запас стерильной ваты.


Комментариев нет:

Отправить комментарий