вторник, 28 июля 2015 г.

Байки

Есть в городе Уфе недлинная улица, которая при царе называлась Бекетовской, а в советское время стала называться ... Социалистической! Теперь, когда в нашей стране всё пришло в движение; в неспешное движение в сторону Азии; эта улица опять поменяла название, она получила имя Мустая Карима, поэта, известного своей хрестоматийной строчкой:
......."Не русский я, но россиянин" ....
 На этой тихой старинной улице стоял большой деревянный дом нерядовой архитектуры. Это была деревянная русская готика! До революции это было серьёзное финансовое учреждение - Общество вспоможения и взаимного кредита - "вспоможёнка". Сейчас бы это называлось системой поддержки малого бизнеса.
 Ныне живущим старожилам Уфы это здание было известно как библиотека Дома Учителя.  Я говорю - "было", потому, что уже несколько лет этого здания нет, на этом месте давно стоит многоэтажка, точнее, газон перед ней. Даже трудно поверить, что это был тихий уютный уголок старого города.
 Момент начала сокрушения вспоможёнки я прозевал. Всё ходил, ходил, а дом стоял запертый, стоял. Наступила новая эпоха - то, что было страшно серьёзным, средоточием Знания, вдруг стало чем-то непонятным. Ни учителя, ни их Дом, ни горы книжек оказались никому не нужными. Огромная библиотека, в которой нет не только читателей, но, даже скучающих библиотекарей! Огромное здание наполненное книгами, стояло, вроде как, безлюдно, посреди большого города. Сквозь широкие окна были видны стеллажи с книгами, шкафы с какими-то бумагами. Ходили слухи, что дом будут разбирать и перевозить в будущий музей-городок под открытым небом; судьба готического дома была туманной, двери заперты. Дом был государственным, серьёзным заведением культуры, с электричеством, водопроводом, канализацией, возможно, и сигнализацией, но, при этом, давно безлюдным. Это производило впечатление высококультурного дома с привидениями. Очень хотелось проникнуть туда, но на языке закона это называлось бы незаконным проникновением в охраняемое помещение, поэтому приходилось ждать перемен. Неизвестно каких, но перемен.
 И перемены наступили!
 Когда мне стали недоступны ежедневные поездки к библиотеке с царско-советскими призраками, я посвятил своим насущным заботам пару дней, а когда появился "на объекте" опять, то увидел огрмную пустую бревенчатую коробку без дверей, окон и крыши, снующих туда-сюда ломовиков и бездомных заготовителей макулатуры. Ветер гулял по вековой трухе, обнажившейся после снятия полов. И носил этот ветер по трухе обрывки книг и плакатов сталинской поры, судя по качеству бумаги, великолепно сохранившиеся до позавчерашнего дня... Они терпеливо ждали меня с тех пор, в которые я ещё не родился. Их, эти книги и плакаты,  прислали из московского издательства в провнциальную столичку, чтобы советские учителя обьясняли советским детям и взрослым, насколько передовой строй и надстройки им достался, и как этот строй создаст им счастливейшее в мире будущее. Но сачковатые просветители не торопились использовать новые поступления ... . Материалы эти складывались в шкаф и в состоянии музейного хранения переживали невообразимейшие эпохи - и коллективизацию и репрессии, и великую войну и, соответственно, великую победу, и разоблачение культа, и полёт Гагарина; целина, фестиваль, стиляги, битлы, застой и перестройку, крушение СССР, возрождение капитализма, рождение новой столицы суверенного Башкортостана - всё видели, всё пережили эти плакаты и бршюры. Они были уверены, что я приду за ними. Что что я найду способ открыть запретную дверь ... Они знали, что я должен родиться и стать тем, кем я стал, они знали, что я приду к ним в урочный час и спасу их.
  И я пришёл. Но немного опоздал. Ветер шуршал рваным плакатом "Великий Сталин" - шикарный документ эпохи, знающий коллекционер хорошо бы за этот плакат заплатил бы. Если бы он был бы цел ...  Вот, какая-то папка валяется. Возьму. Хотя бы это!
  Папка оказалась набором репродукций советских художников, выпущенным к ХХ летию комсомола. Недавно это был тошнотворный соцреализм, а теперь это коллекционный материал. Соцреализм, который так любят московские антиквары. С этой папкой я и вернулся домой, практически, с пустыми руками. Вернулся оттуда, где позавчера стояло уникальное здание в стиле дервянной русской готитки, где стоял старинный дом, населённый видениями, духами и смыслами, а сегодня появилось мёртвое место.
 Прошло несколько лет. В Уфе открылся первый антикварный магазин, торгующий советским. И я отнёс туда жёсткую коленкоровую папку довоенного серо-голубого цвета, наполненную соцреализмом. В интернете, на страничке этого магазина тут же появилась, как приманка, репродукция из этой подборки, про которую я давно забыл. Вот она

 Я даже не знал, что когда-то, номера на мотоциклах у нас крепили на немецкий манер - на крыле переднего колеса. Люлька крепится несовременно - справа. Странно. Что это за мотоцикл? Какого года картина? На паспарту не указано. Пишут, что с выставки "Индустрия социализма". Всезнающий интернет сообщает, что выставка "Индустрия социализма" состоялась в 39 году. Ага! Это довоенный мотик. Может, дореволюционный? Нет, на выставку с таким названием отобразят только байк советского производства. Байкерский соцреализм! ... Счастье и солнце!
... Тут вдруг мне вспомнилось, как дружественная нам семья ездила из Уфы в Москву на мотоцикле "Иж" , с двумя детьми в коляске, на Олимпиаду 80 года... Вспомнил, как дети этих повзрослевших детей презжали несколько лет назад из родной Австралии, чтобы своими глазами увидеть снег, историческую родину своих родителей, загадочную Россию ...
... Вспомнилось, что я ощутил, когда увидел разгромленную вспоможёнку,
....  вспомнилось, как рухнули надежды, что Социалистическая вновь станет Бекетовской ...

  А кто этот мотоциклетный шедевр создал? Какой-то Адливанкин. Это кто ещё такой?
   Что подскажет википедия?
 Читаем: Адливанкин Самуил Ну, вот, теперь будем знать, что существовал такой художник.

 От всего этого что-то непонятное нахлынуло на меня, или внутри меня?, оно поднялось до потолка, а потом упало на бумагу и упорядочилось в виде этого текста.

Комментариев нет:

Отправить комментарий