понедельник, 20 июля 2015 г.

Нижний, Гейм, Тагил и Новосёлов.

        День начинался коммерчески неудачно. Посетителей у нас, в "Интеллектусе" - не было. Совсем! Совсем не было. Понедельник - день бездельник ....  Но к вечеру народ зашевелился, ближе к закрытию даже небольшая весёлая толпушечка собралась, что радовало и огорчало одновременно. Хорошо, когда вечером никого нет и можно поскорее пойти домой, хорошо, если в мёртвый сезон хоть кто-то придёт, даже перед закрытием.
    Среди прочих,  прогуливалась меж научных аттракционов семья на три персоны: мама, папа и уже взрослая дочь. Глава этой семьи отпустил замечание по поводу одного экспоната, которое выдавало  в нём знатока точных наук, что заставило меня затрепетать. Ведь я в физике , если сравнивать с университетскими преподавателями - профан,  водить экскурсии по музею занимательных наук - совсем не то, что быть Физиком, но от тебя ждут именно этого - что сейчас не задумываясь дашь ответ на вопрос, неподъёмный для Эйнштейна. В глазах зрителей я и волшебник и профессор одновременно. Разочаровывать восторженных посетителей - преступление. Я не имею права разоблачить свою научную безграмотность. Нет, мой собеседник не пытался меня подковырнуть, срезать, наоборот - он тоже обманулся насчёт моей компетенции и попытался вести разговор на равных, о нашем, о физическом, о научном ....
    Но, всё обошлось! Я не ударил в грязь невежества своим профессорским лицом. ..... Наше общение вышло за рамки экскурсионного формата ...   Кстати сказать, меня удивил контраст между познаниями моего собеседника и его рабочей внешностью. Никто кроме меня не заметил парадоксальности события. Я, невежа, в белоснежной сорочке, профессорской бабочке, и часами на цепочке в кармане жилета, на равных общаюсь с явным выпускником хорошего физфака, одетого в джинсы, майку и обладающего загрубевшим лицом и мозолистыми руками. ....   В ходе общения я помянул графен, от чего гость оживился и стал рассказывать, что англо-нобелевский  Новосёлов, один из создателей графена, всем обязан своей учительнице физики - Расторгуевой! Прирождённый педагог! Как она вела уроки! Если бы не она - Костя Новосёлов никогда бы не стал великим учёным! Нет, он, разумеется, талантливый до невозможности, но, если бы не Расторгуева! ...
- простите, а вы откуда знаете? - удивился я.
- так, это же наша учительница, мы вместе с Костей у неё занимались. Для меня Константин Новосёлов - просто Костя всегда был. По физике  у нас всегда одни пятёрки были. Потом дальше пошли учиться, я закончил **** (он назвал один из лучших ВУЗов страны), ну, а после ... я подняться не смог, а Костя - молодец! Дальше пошёл, дальше, дальше! В Нижнем Тагиле его все знают и уважают.
- а вы сами откуда?
- так, я же говорю - из Тагила! Мы про ваш музей услышали, и решили приехать, посмотреть. Из Нижнего Тагила мы! Сели в машину и поехали. Так здорово у вас!
- так значит, Новосёлов без Гейма - из Нижнего Тагила родом?
- ну, да! - терпеливо подтвердил мой собеседник.
- хм.. я не знал.
- Тагил - это город на Урале, ... - начал объяснять он, но я его перебил: я из Миасса, мне не надо объяснять что такое - Нижний Тагил.
-А!!
- Ну!
Экскурсия завершилась, ребятишки и взрослые разбрелись в поисках научных развлечений. Мы с тагильцами, словно коацерватная капля будущей жизни, в первобытном океане,-  выкристаллизовались из толпы и, как-то, сами собой образовали небольшой очажок научно-задушевного общения.
    От этих разговоров нам всем: папе, маме, дочке, и мне,  стало очень весело. Как-то особо, научно - метафизически и человечески весело.
- а вы где работаете? - спросил я.
.......
 - я таксист, - продолжая быть весёлым, но немножко другим тоном ответил мой необычный посетитель. С девяносто восьмого года таксую. Думал, ненадолго, но так вышло .. что ...ну ...  так и продолжаю. Так жизнь сложилась.
- понимаю. Я сам год назад был рабочим в ресторане. Вот, повезло, теперь я тут ...
- ну, да. Хорошо, что тут, - подытожил тагильчанин. Спасибо большое, замечательно у вас.
 Пожалуйста. Вам спасибо! Приятно слышать слова благодарности; знать, что делаешь то, что людям нравится - это такое счастье.
-----
 Семья из Тагила направилась к выходу.
А вскоре и я поспешил домой. Добравшись до компьютера, я, первым делом, открыл википедию
 -
Константин Новосёлов родился 23 августа 1974 года в городе Нижний Тагил. Его отец Сергей Викторович — инженер, работал на Уралвагонзаводе. Его дед, Виктор Константинович Новосёлов, был основателем и первым директором школы № 39. Мать Татьяна Глебовна работала учителем английского языка в той же школе. Есть сестра Елена.
Учился в школе № 39. Первый успех в учёбе пришёл уже в шестом классе — в 1986 году он занял первое место в областной олимпиаде по физике.

конец цитаты
 ====================

 То, что в жизни Кости из Тагила было потом, знает весь мир.

1 комментарий: