среда, 22 октября 2014 г.

Из гранита - на века.

В самом центре России, посреди Уральских гор, вдалеке от других стран и рубежей, течёт не слишком великая река - Миасс. А на её берегу стоит город Миасс(как обычно, фантазии у предков на новый топоним не хватило) - не маленький город, но и большим его не назовёшь. Укрылся в долине между невысоких гор, живёт незаметной Миру жизнью.  А в городе этом есть Вокзал. Старинный железнодорожный вокзал.
 Когда-то все вокзалы в мире были новыми. Потом они стали старыми, затем старинными, потом они превратились в архитектурное наследие эпохи Анны Карениой, и многие города поспешили от этого наследия избавиться. Роскошные, старинные, возведённые на века  вокзалы, стали крушить и ставить на их месте современные железобетонные времянки.
   В г. Миасс, построили новый вокзал, а старинное здание не тронули. Так и стоит оно возле железнодорожных путей - уникальное здание, построенное из отёсанных гранитных камней, из гранита такой разновидности, которая не встречается нигде в мире, кроме как в тутошних местах.




  По логике вещей, это здание должно стать местом паломничества для всех интересующихся историей Отечества, и туристы с радостью должны были бы платить денежку за право войти в этот маленький Уральский Замок времён первоначального русского капитализма; в скромный архитектурно-краеведческий шедеврик, который чудом сохранился. Но вместо этого в уникальном строении сидят РЖДшные конторщики.








 Вокруг уникального здания пустынно, благолепно, провинциально-спокойно. Не этого ли жаждет душа задрыганного столичанина?

  Вот что пишет про старый Миасский вокзал всезнающий интернет:
13 апреля 1891 года начались работы на линии Златоуст-Миасс Самаро-Златоустовской железной дороги, проходившей в 4 верстах от Миасского завода. А 25 ноября 1892 года произошло официальное открытие железнодорожной линии от г. Златоуста до г. Челябинска. По прибытии первого поезда на ст. Миасс собрались некоторые члены миасского общества. С этого дня началось ежедневное движение товарно-пассажирских поездов прибывающих из Златоуста в Миасс.
Станция стала отправной точкой в строительстве Сибирской железной дороги . В 1892 году открыто движение на Челябинск. В 1903 году по станции прошёл первый поезд Санкт-Петербург — Москва — Владивосток ...В начале XX века было построено новое здание из чашковского крупнозернистого гранита в стиле модерн. Первоначально здание не отличалось от обычных для того времени. Однако центральный вход позднее был заложен и сдвинут, тем самым образовав несимметричную постройку, благодаря чему хорошо читается внутренняя планировка. Было время, когда здание вокзала побелили, но потом вновь вернули ему первоначальный вид.

- про побелку и соскребание побелки знает весь город, почему-то этот факт крепко врос в коллективную память миасцев, а имя архитектора, подробности создания здания, неизвестны никому; кто были упомянутые в хрониках "некоторые члены общества" - никто не помнит, и, похоже, утрата этих исторических сведений никого особенно не занимает.  Почему так получается - я не знаю.
    В детстве слышал городскую легенду:  это здание хотел когда-то купить и увезти за океан какой-то эксцентричный американский толстосум, но город презрительно отверг невероятно выгодное предложение и не променял наследие предков на заграничные деньги. Насколько правдива эта легенда, я не знаю, но вокзал, действительно, никуда не уехал, в отличие от поездов, и стоит на прежнем месте.
 Про упомянутую заделку центрального входа .....

... я не имею научных сведений о времени реконструкции, но, помнится, что в детстве я проходил к поезду через этот, исчезнувший в веках, главный вход. Может, меня память подводит? Может, его превратили в окно совсем недавно? Если так, то сработали реформаторы очень хорошо - следов передела не видно.

  Ну, что же, до встречи, невысокий могучий Дом у железной дороги. Мне пора в путь. 

 Что же ждёт тебя в будущем, Вокзал?


Комментариев нет:

Отправить комментарий