четверг, 15 октября 2015 г.

Детектор Жизни

Экскурсия закончена. Дети весёлые и уставшие. Пятиклассники прощаются с нашим музеем занимательной науки. Распрощаться нам непросто! ... До свидания! - до свдания; Спасибо! Очень интересно было! - пожалуйста, хорошо, что вам понравилось; Спасибо, спасибо! - пожалуйста; а вот это что такое? я не понял ... ой, можно я ещё? - Рита, мы уходим... Досвиданье! - до свидания! ....
 .. зал затихает, за стеклянной стеной, в коридоре, колышется пёстрая толпушка школьников ... и вдруг одинокий мальчик возвращается. Это Лёша. Живой мальчишка оказался! Он, встретившись с парадоксами Мира, которыми мы удивляем посетителей, пытался выдвинуть гипотезу, первым пробовал провести игрушечный эксперимент.
Я деньги потерял! Сто рублей - две по пятьдесят. Вы не находили?
 Начинаем осматривать общую площадь, затем поиск углубляется, обнюхиваем углы, закоулки, столы, приборы; ... толпа одноклассников в застеколье томится ожиданием ... отодвигаем шторки, глядим в тёмную комнатку со "шпионским зеркалом" на стене - потайным окошком, через которое можно смотреть на жизнь, протекающую в зале и оставаться невидимым ... и тут нет! Один за другим подходят мальчики и присоединяются к пустым хлопотам.
.....
 - Лёша, - говорю я, - нет тут денег.
.....
Я-  их только что потерял. Они один раз уже выпали, я сразу заметил, поднял, а недавно проверял - они на месте были, в кармане. Значит, только что опять выскочили ...
- Ты же понимаешь, что это значит ... Кто-то из твоих друзей их нашёл и не признаётся ...

 Это поняли уже все. Слышу, как за стеклянной стеной учительница увещевает детскую массу вспомнить - не находил ли кто деньги ...

Лёша молчит .... . А у вас есть детектор лжи?
 - последняя детская надежда на восстановление справедливости и установление Истины. Я целый час творил чудеса, создавал веру в силу науки, я давал возможность детям своими руками проверить силу научного знания и .... теперь я сам обрушил эту веру.
... ох, эта гальваническая пара! Весёлая слабо-электрическая игрушка, прообраз батарейки и детектора лжи. Эта штучка так всех потрясает! ...
- нет, Лёша. У нас нет детектора лжи...
 Мы секунду молчим.
  Кто-то из друзей, с которым они уже успели сьесть пол-пуда соли, с которым сейчас так веселились, не устоял перед соблазном ... целых сто рублей ... Он сейчас ответил учительнице: я не брал, я не знаю; он, возможно, вместе с нами искал пропажу ... он будет потом рядом с Лёшей спокойно стоять рядом(или неспокойно?...) он будет называть его другом ... Как жить Лёше с этим пониманием дальше? Как обладателю ста рублей жить дальше с тем, что он сотворил?
 Мы вместе с Лёшей секунду молчим об этом, именно об этом, хотя, скорее всего, он не может пока облечь эти мысли в слова ...
Дальше я думаю то, что мальчик Лёша пока не может подумать: о том, чем для похитителя обернётся эта прибыль: будет ли его всю оставшуюся жизнь жечь стыд за нечистое обладание, будет ли этот ожог удерживать от новых соблазнов, или он почует вкус к таким приобретениям и выросший похититель будет озабочен только тем, чтобы и впердь выходить сухим из воды? Ещё я думаю про то, что сторублёвое детское коварство произошло нечаянно. Кто-то из ребятишек увидел в общественном заведении две пятидесятирублёвые купюры госбанка России, и решил, что это сама судьба сделала ему подарок. Представляю, как обрадовался улыбке судьбы этот маленький находчик! А потом вдруг оказалось, что это вовсе не ничейные деньги, а потеря твоего дуга. Надо бы отдать! ... Но как это сделать на глазах всего класса? "Возьми, Лёша, это я взял твои деньги, я не знал, что это ты уронил ..." - у мальчика или девочки горло пересохнет от одной мысли, что надо сказать такое ... признаться принародно непонятно в чём, но в чём-то нехорошем, даже ужасном .. . Луше промолчать! А потом незаметно выкинуть эти проклятые сто рублей! Или тихо подложить Лехану в сумку? А если заметят? ... Может, зажевать? А если кто-то увидит? Будет ещё хуже! Порвать и незаметно бросить в урну! ... Своими руками порвать сто рублей? ... Зачем таким деньгам пропадать? ... -  не сомневаюсь, что в душе того, кто не в добрый час поднял даровые сто рублей, бушевали именно такие страсти. Мальчик Лёша об этом пока не может догадываться ... .

- нет, Лёша. У нас нет детектора лжи.
 Последняя надежда на Справедливую Силу Науки  - рушится в детской душе.
- Жалко.
- Мне тоже, Лёша. Извини.
- До свидания.
- не грусти. До свидания.

 Дети уходят.
 Наступает Тишина.

Комментариев нет:

Отправить комментарий