воскресенье, 13 декабря 2020 г.

Каукаинен юстааваа

 Для русскоязычного уха финский язык кажется забавным.  Он словно придуман мумми- троллями специалльно для того, чтобы чужие не понимали, но догадывались, что это язык не вредного народа. 

Пару десятков лет назад я случайно оказался на работе, о которой никогда не мечтал. Я стал смотрителем бойлерной, которая обеспечивала большой квартал горячей водой, а зимой ещё и теплом. Своё новое место я ласково называл кочегаркой, хотя к углю и топке оно не имели никакого отношения. Сиди себе, смотри на стрелку манометра и прочие приборы, если что не так, подкрути штурвал задвижки, страви лишнюю воду и все дела. Когда меня спрашивали, где я работаю, я отвечал : дарю людям тепло своей души. 

Лучше всего в ночную смену. Ни слесарей ни начальства, безнаказанно крутишь ручку коротковолнового приёмника, для которого я даже установил на крыше антенну. Я тогда и не знал, что эпоха коротковолнового радио скоро уйдёт в прошлое. Весь двадцатый век оно было, это казалось вечным, оно было таким глобальным и эпохальным, и вдруг.... . В начале начавшегося миллениалльного века я ещё немного успел поплавать в мировом эфире по коротким волнам нашей планеты. В этих странствиях я иногда  натыкался на радио Финляндии. Меня удивило, что там очень часто транслировалась эстрада 30-40х гг. Для меня это было открытием. Наше "Радио ретро" обещает слушателям старые песни 90х, 80х и, даже, 70х годов! Про 60е речь не идёт, это уже не ретро, а труха. Считается, что слушатель на это не поведётся. Чтобы передавать массив довоенных записей, у нас на радио об этом не может быть и речи! Достаточно было несколько раз услышать радио из Финляднии, и чтобы ощутить : там живёт народ, очень непохожий на наш. Раньше про финскую музыку я знал только одно : у них есть финская полька, которую в советской музыкальной школе обязательно играли все, кто осваивал баян. Само название - финская полька было похоже на игру слов, как польская финка. Финских танго я не слышал никогда. И вдруг они мне открылись. Это сразу цепляло за сердце. От того ли, что я после должности научного сотрудника стал кочегаром, от непривычных ли ночных смен, от недавних ли познаний истории ХХ века, или от вечно минорной тональности финской эстрады тридцатых годов , это щипало душу совершенно неожиданно и очень глубоко. Забавный мумми-тролльский язык только усиливал это чувство.

 Шли годы. Бойлерные стали обслуживаться роботами. Эфирное радио отжило свой двадцатый век и уступило место интернет-радио. Наступила эпоха соцсетей и ютуба. В ютубе можно найти всё - 



Комментариев нет:

Отправить комментарий