Предлагаю вашему вниманию текст, отвергнутый журналом "Дилетант" , всвязи с тем, что при цитировании народной речи, автором использована ненормативная лексика. Давайте, вместе посочувствуем серьёзным изданиям, которые попали под законотворческий пресс.
.......
.......
В девяностом году в
моей жизни произошло радикальное
изменение. Я стал собирателем. До этого, как
история, так и коллекционирование, меня
абсолютно не интересовали, но, когда
я увидел, как сносят старый город, желание
побывать в обречённом доме, взять
что-нибудь на память, не просто появилось во мне,
а стало чем-то вроде жажды или голода.
Почему-то раньше я не замечал, что брёвна
в старинных домах необычайно мощные и
вызывают почтение; почему-то меня не зацепляло, что сами пропорции старых
домов, их окон, их комнат, совершенно
непривычные для советского человека.
Вдруг, я ощутил, что эти дома и всё, что в них есть, это след исчезнувшей непонятной и неизвестной жизни, которая тут когда-то была, и жил этой неизвестной жизнью не чужой народ, а мой.
Народ, вроде бы, тот же, но, как говорят учёные - "изменился культурный код".
Вдруг, я ощутил, что эти дома и всё, что в них есть, это след исчезнувшей непонятной и неизвестной жизни, которая тут когда-то была, и жил этой неизвестной жизнью не чужой народ, а мой.
Народ, вроде бы, тот же, но, как говорят учёные - "изменился культурный код".
Походы в опустевшие
дома и поиск старинных штучек,
стали для меня перемещениями в иное
состояние.
Иногда я делал походы по старой Уфе. Тогда, в начале 90х, ещё можно было у забора найти медный самовар, выброшенный за ненадобностью, жители старинного дома могли откликнуться на просьбу и отдать «хлам», занимавший целый век кладовку или сарай.
Так я однажды сунулся и на «Собачку». Собачья Горка — пролетарская окраина, примостившаяся на склоне Белой, между леском и заводом пишущих машин. Сейчас, разумеется, этого завода уже нет.
Иногда я делал походы по старой Уфе. Тогда, в начале 90х, ещё можно было у забора найти медный самовар, выброшенный за ненадобностью, жители старинного дома могли откликнуться на просьбу и отдать «хлам», занимавший целый век кладовку или сарай.
Так я однажды сунулся и на «Собачку». Собачья Горка — пролетарская окраина, примостившаяся на склоне Белой, между леском и заводом пишущих машин. Сейчас, разумеется, этого завода уже нет.
Идти на Собачку не стоило. Во-первых, это было
небезопасно - народец там живёт очень
простой, и чудак, заговаривающий с жителями о какой-то старине, мог вызвать неодобрение. К тому же домишки там налеплены
сильно послевоенные, особой старины
там водиться не должно, но, чем чёрт не
шутит? Вон, валяется же, в куче мусора
под забором, жестяной раструб от
граммофона. Может, ещё что-то найдётся?
На крыльце сидел
немолодой мужичок в майке, трико и
шлёпанцах. -Здрасьте,- подал я голос
- Здрасьте,- откликнулся Хозяин.
-Я стариной
интересуюсь. У вас ничего не завалялось
от бабушки?
- Да, откуда у нас старина.
Ну, подумать надо.
Тут дверь открылась,
на крыльцо вышла Супруга. На руках она
держала младенца, надо полагать, внука.
- Отя мы какие, оть, посмотрите на нас,-
засюсюкала счастливая бабушка, обращаясь
одновременно к чаду, к деду, и к Миру вообще.
- Иди нах*й, - отмахнулся от жены задумчивый
Хозяин,- не видишь, с человеком разговариваю!
- Сам иди нах*й,- парировала
Супруга. Оть, мы какие, оть как мы
улыбаемся,- продолжила она умиляться
на наследника.
- Старина, говоришь,-
задумчиво произнёс Хозяин. Ну-ка,
посмотри, может, это сгодится,- сказал
он мне, поднялся и пошёл к сараю.
Через
минуту он появился с огненно-красным
предметом в руках.
- Это ещё отец мой в
шестидесятые годы мотоцикл списанный
купил в армии, а это в коляске лежало. Я
гвозди в нём держу.
В его руках горела
алым цветом жестяная вермахтовская
канистра для противогаза.
Наши люди считают, что металлический цилиндр на боку у фашиста — это термос. Я и сам так с детства считал, потому, что все так говорили: немцы с собой всегда термоса таскали. Кинохроника была тому железным подтверждением. Своими глазами видел в кино: у каждого немца на боку висит на ремешке рифлёный жестяной цилиндр - всё, как люди говорят. У нас на кухне тоже был расписной термос в жестяном корпусе. Китайский. Маодзедуновский. На войне, стало быть, тоже есть термосы, только без цветочков ...
Но, к описываемому моменту я уже знал, что этот железный тубус называется канистрой, что это футляр немецкого противогаза, и что доминирующее мнение не всегда бывает истиной.
-Возьмёшь?- спросил Хозяин.
Наши люди считают, что металлический цилиндр на боку у фашиста — это термос. Я и сам так с детства считал, потому, что все так говорили: немцы с собой всегда термоса таскали. Кинохроника была тому железным подтверждением. Своими глазами видел в кино: у каждого немца на боку висит на ремешке рифлёный жестяной цилиндр - всё, как люди говорят. У нас на кухне тоже был расписной термос в жестяном корпусе. Китайский. Маодзедуновский. На войне, стало быть, тоже есть термосы, только без цветочков ...
Но, к описываемому моменту я уже знал, что этот железный тубус называется канистрой, что это футляр немецкого противогаза, и что доминирующее мнение не всегда бывает истиной.
-Возьмёшь?- спросил Хозяин.
-Возьму. Чего стоить будет?
- Бери
так. Раз интересуешься историей —
забирай. Только гвозди персыплю.
-Эй!
Пиз** Патрикеевна! - обратился он к
супруге,- ящик какой-нибудь принеси,
гвозди пересыпать.
- Супруга удалилась
в дом и вышла с посылочным фанерным
ящиком. …
Дома меня ждало открытие.
Оказалось, что донышко канистры не было
покрашено пожарной краской, поскольку,
советский человек, во время крашения предмета, поставил его на
донце, что было вполне разумно. Так оно и осталось "несвежим" ...
Там сохранилась вражеско-оригинальная
краска, и надпись, сделанная первым
владельцем :
Uffz. Sabellek fp nr ******* что, надо
полагать, означало: унтер-офицер Сабелек
военная часть такая-то. ..
............ Я остлобенел.
............ Я остлобенел.
Точно так же мы подписывали в армии все
предметы своего казённого скарба. Так
делали наши деды и отцы. Они слюнили
химический карандаш, мы чирикали
шариковой ручкой на пилотках и ремнях свои имена. Заниматься при этом каллиграфией
никому из нас в голову, естественно, не приходило.
Наверное, все солдаты в мире так делают,
но … .... Надпись эта была сделана белой краской,
тонкой кисточкой. Пишущий старался
сделать надпись не просто ровной и
красивой, а ещё и пытался выписывать готический
шрифт! Эту случайно сохранившуюся надпись делал человек с незнакомым мне культурным кодом. Если бы не эта подпись! Если бы
автограф не сохранился, это был бы просто
предмет вражеской аммуниции. А несколько
штрихов белой краски наполнили жестянку
человеческим измерением и иным смыслом.
Для меня, как для советского человека,
фашисты были нелюдями и всё. На этом разговор заканчивался. Вдруг
увидеть в этом нелюде человека, прознести про себя крамольную мысль: « такой же, как я — человек ..» это
было переворотом. Мало того - фамилия Сабелек почти не оставляла сомнений в славянском происхождении немца ... . После этого приобретения я стал
воспринимать и оценивать всё в жизни
совсем не так, как прежде.
Интересно
было опробовать подпружиненную застёжку
канистры, хитроумно-герметичную крышку.
На крышке изнутри обнаружился плоский
пенальчик, тоже, зачем-то подписанный.
Всё это было порождением незнакомой культуры.
Предмет для меня был столь значительным, что бессовестно пользоваться великодушием Хозяина я не мог. От денег он отказался. Как отдариться? На дворе стоял 1991й год, как выяснилось чуть позже — судьбоносный. Почти всё было по карточкам. Всё жизненно-необходимое было дефицитом, стоило дороже денег. И я, отоварив карточки на водку и мыло, отправился на Собачку. Хозяин опять сидел на крыльце в майке, но сегодня, в лучах вечернего солнца, вдруг стало заметно, что у него грубо-величественное лицо и походил он не на мужичка с окраины, а на императора Веспасиана, который, почему-то решил присесть не на трон, а на крыльцо.
Предмет для меня был столь значительным, что бессовестно пользоваться великодушием Хозяина я не мог. От денег он отказался. Как отдариться? На дворе стоял 1991й год, как выяснилось чуть позже — судьбоносный. Почти всё было по карточкам. Всё жизненно-необходимое было дефицитом, стоило дороже денег. И я, отоварив карточки на водку и мыло, отправился на Собачку. Хозяин опять сидел на крыльце в майке, но сегодня, в лучах вечернего солнца, вдруг стало заметно, что у него грубо-величественное лицо и походил он не на мужичка с окраины, а на императора Веспасиана, который, почему-то решил присесть не на трон, а на крыльцо.
-Здрасьте. Это опять я.
- Здрасьте. Что
скажешь?
- Да, вот, решил заглянуть, отблагодарить Вас хочу,- я извлёк дары.
- Хм. Это ты что, хочешь
сказать, что нам надо водку пить и чаще мыться? -
иронично обронил Хозяин, -Спасибо, не надо. Я же сказал: интересуешься
стариной — бери. Забрал вещь? Всё.
Только тут я понял, какую глупость
совершил. Произошла нестыковка культурных кодов.
Эта судьбоносная вещь долго удивляла моих гостей, а потом, я подарил канистру какому-то любителю военной истории. Осталась лишь фотография на память.
Изменила ли эта канистра жизнь нового владельца - я не знаю.
Изменила ли эта канистра жизнь нового владельца - я не знаю.
них.я себе! ведь можно поискать владельца канистры...мистера Ганса...
ОтветитьУдалить