пятница, 2 ноября 2012 г.

Сгущёнка

Вчера, 28 октября, вдруг, ни с того ни с сего, выдался погожий денёк. Спина перестала ныть. И, к тому же, мне НЕ надо было идти на работу! Значит, что? Значит, пора было срочно браться за неотложнейшие домашние хлопоты. Прежде всего необходимо было сделать два перезревших дела:
1 Навести порядок в кладовке, и
2  забрать мои вещицы с закрывшейся выставки "Back in the USSR".
За что же взяться сначала? Я подумал, и решил прокатиться куда-нибудь за город. Грех было бы не использовать такой неожиданно-солнечный день, для путешествия по родным просторам.
   Куда?
   Решено было двинуть на родину самой лучшей в мире сгущёнки - в Кармаскалинский район. В посёлок Карламан. А почему бы и нет? Кто может мне помешать сьездить в Карламан? Никто.
 Вперёд!
   Еду по городу, направляюсь в сторону аэропортовского моста через Белую.

   На перекрёстке улиц Айской и Революционной опять увидел её...
 Она появилась на этом перекрёстке полгода назад - летом.
Да! И не надо делать мне "фи" и крутить носом. Смотреть сюда!
Да, это наша жизнь. Смотрите на эту невыносимую картину, смотрите и думайте. Картина ошарашивающая(на то и расчитано! Кто же такой откажет!) профессиональная безногая нищая женщина, собирающая подаяние на светофоре, прямо  между машинами медленно ширкает по асфальту какими-то подложками. Эта несчастная женщина, просто символ современной России, поднятой с колен. Когда видишь её, то внутри становится тоскливо и холодно. Я нищим принципиально не подаю.
Интересно, кто её крышует?



Выехал из города.

По Стерлитамакскому тракту еду из Уфы по настоящему европейскому автобану, мимо всяких "Икей" "Ашан- мерленов",мимо аэропорта(довольно-таки международного). За аэропортом хай-вэй заканчивается, и начинается нормальная советская асфальтовая дорога на 5-. Доезжаем до Булгаково(см. гугл-карту) в пределах посёлка советская трасса вдруг снова превращается в полукилометровый евростиль и после знака "Булкаково"  как встарь становится советской - занятная чересполосица;
 по развязке-эстакаде поворачиваем на Кармаскалы. Тут напряжённое стерлитамакское движение ослабевает, начинается убаюкивающий равнинный пейзаж. Что поселения, что природа - всё спокойное и обычное - проще некуда. О! Неожиданное для этих мест название реки - Штиль. Миновал реку с необычным названием, и опять всё обыкновенное, родное, тянется поглащающий тебя простор.
Еду. Качусь. Колесю. Чувствую, как пространственность шири сгущается всё гуще и гуще.
   Вот и поворот на Карламан. Всю жизнь, сто лет, я ем карламанскую сгущёнку, но в самом Карламане я никогда не бывал! Так нельзя. Еду в Карламан!
Или не еду?
Или в Карламан?
Или нет?
И я почему-то решаю проехать по трассе дальше.

   Доехал до Кармаскалов, где пекут вкуснейший в мире белый хлеб с хрустящей корочкой, я его часто в Уфе покупаю в "кармаскалинском" магазине. Теперь можно купить кармаскалинский хлеб прямо в Кармаскалах!  Но искать хлебный магазин я не стал, дорога подхватила меня, и повела дальше, дальше, дальше ... . Я решил проехать через посёлок насквозь, проезжаю мосток через невеликую, провинциальную  Реку, оказался на просторе, повернул в юго-восточном направлении.

 Дорога оставалась всё такой же асфальтовой и очень даже замечательной, но она стала совершенно пустой. Вокруг - тишина. И средне-российская пустота.
 Но это была не  гибельная пустошь, которую я видел прошлым летом в Бирском районе.
... Тогда, год назад, я молил Бога Дорог, чтобы он не дал моему старенькому городскому "Мерседесу" сесть на брюхо - не хотелось погубить его на бесчеловечных рытвинах, бывших когда-то, в колхозном прошлом, тракторным проездом,  и многократно поплохевшем с тех пор; не было желания влипнуть в беду на этом проране земли, в который я неосторожно сунулся - и Бог услышал мои мольбы, я прополз! Я поехал.
...Тогда, опрошлый год, вокруг меня царила отчаянная картина ушедшей жизни, рухнувшего бытия. Роскошные гроздья черноплодной рябины висели на ничейных кустах заброшенного плодопитомника, сосенки и берёзки неспеша отвоёвывали у людей бывшие колхозые нивы.
... Тогда вокруг меня царил конец света.

А сейчас я оказался в довольно милой пустоши, на отличном асфальте.

Возле дороги стоит одинокий безлюдный домик. Фронтон под крышей свежепокрашенный. Что это за дом такой? Я так и не понял.


Сейчас покажу этот домишко в другом ракурсе. Вон, видите, слева от него на горизонте поселение. Это Кармаскалы. Ещё не далеко от рай-центра отьехано.
Мимо меня по дороге проехал одинокий "Камаз". Я заметил, что водила с недоумением и подозрительностью глянул на странного чужого чудака, зачем-то фотографирующего ничем не примечательный дом....
Этот взгляд означал, что я пересёк невидимую границу, и въехал в другой мир. В этом мире все на виду, тут невозможно затеряться в толпе, тут всё иначе.
 Едем дальше. Странное сочетание прекрасной дороги , совершенно безлюдного безмашинного пространства и ухоженных полей, на которых никого и ничего.
Вперёдсмотрящий, точнее вокругсмотрящий, который сидит во мне, неслышно крикнул мне: Капитан! Слева по борту вижу, сквозь дымку, неровный рельеф, не иначе, как уже совсем рядом предгорья Урала!
Да, до гор уже рукой подать. Такое ощущение, что рассматриваешь очень большой глобус. Вон там Уральский хребет, за ним виднеется Сибирь, а там уже недалеко и Тихий Океан. Но его пока не видно.

Какая же это сельская местность в Башкирии, если там нет лошадей? Лошади были и тут. Вон, парочка стоит валетиком, словно тяни-толкай. Хотел не снижая ходу, запечатлеть двуглавую лошадь, но в этот момент они башки опустили, и превратились в биологическую табуретку. Фото Тяни-Толкая не получилось. Дай-то вон того конягу запечатлею. Такой справный, бока лоснятся.. Снимаю! На фото получилось маленькое размазанное пятнышко.Да, снимать животных - это искусство! Не всякому дано.
Это у нас что? Сориентируемся по карте. Ага. Понятно. Вот дорога нарисована, вот Куллоярово. Всё правильно.
 Едем дальше!
Как и везде, деревни тут представляют собой странное сочетание старых избушек и здоровенных новых кирпичных домищ, которые почему-то называются коттеджами(фото нет).

А это советские сельхоз-промышленные ничейные руины. Неужели они никому и ни за чем не пригодятся? Не удивлюсь, если однажды появится семья каких-нибудь курдов или китайцев, которая развернёт тут своё хозяйство. См. фото :


----------

Едем дальше
Вьезжаем в Камышлинское лесничество, хотя, кроме небольшой рощицы возле этого стенда, никаких лесов и лесничеств вокруг не видно. За пределами кадра сплошные поля и пастбища.

с. Камышлинка. Довольно странный молельный Дом. Баптистская деревня, что ли? Или староверская? Никогда такого не видел.
Есть в этом поселении, кроме того, вещи, обязательные для крепкой советской деревни. На кладбище Мемориал в честь павших в боях с немцами, сельпо, сельсовет

Не перестаю удивляться нашей эпохе - первобытность, новейшие достижения и разруха, прекрасно уживаются рядом. Спутниковые тарелки на каждом шагу в любой глуши. Обычные, ни чем не примечательные космические технологии стоят по колено в грязи, и это ни кого не удивляет. Допотопная заржавевшия спутниковая антенна...


Вот и закончился асфальт!

Видите лесополосу? Она тянется вдоль железной дороги.

 Переезжаю "железку" и оказываюсь на приличной, поднятой просёлочной дороге. По случаю сухой погоды она очень даже проезжая

Проехав ещё немного, оказываюсь в лесу, настоящих дебрях.
Самое поразительное, что наши люди смогли пролезть даже сюда и нагадить даже тут. При чём, делали и делают они это регулярно, замусоривали родные просторы наши люди во все эпохи. Обломки советского телека и фаянсовая раковина соседствуют с пивной банкой и одноразовыми салфетками. Культурные скоты тут отдыхали! Салфетками пользовались. Любят себя, блюдут личную гигиену....



И всё это среди непролазных дебрей!

А это что за грибы? Не знаю. Но, чувствую, что брать их не надо.





Больше всего удивили босоножки со стразами, болтающиеся на ветке под осенним ветром. Это что же тут такое было?! Кто и как отрывался в этой глухомани? Как же она поехала домой босиком?!

Вокруг меня абсолютная тишина и безлюдье.
Стайка снегирей пробирается сквозь чащу короткими перебежками. Перепархивают с ветки на ветку. Наверное, спешат к человеческому жилью, наперегонки с Дедом Морозом, хотят украсить собой города и сёла к Новому Году. Слышно, как шуршат пёрышки на их крылышках.
Кажется, что я на краю света, хотя где-то не далеко железная дорога. Поскольку рельсы на переезде были не ржавые, то, значит, по этой ветке хотя бы иногда ходят поезда. Но за то время, что я тут был, ни одного состава не прошло. В такой оглушительной тишине поезд слышно миниум за 10 километров. Я услышал бы стук вагонных колёс, если бы прошёл поезд. Пусть поезда ходят тут редко, но железная дорога где-то совсем рядом есть. Ощущение края света обманчиво.
Да, что там железная дорога, вон моя машина - стоит на обочине вполне приличной "поднятой" грунтовой дороги. Щупальца цивилизации в лоне Природы...

Хорош гулять! Возвращаемся. Домой!
 Еду обратным порядком по лесной дороге
Еду  по просёлку, по асфальту, по трассе. Вон, в лучах заходящего Солнца, вижу, на горизонте парит в небе Город. Это Уфа.
Город построен на возвышенности, изваянной течением двух рек - Белой и Уфы. Возвышенность эта немалая, поэтому город хорошо приподнят над окружающей равниной.  Издалека кажется, что это Летающий Город, созданный фантазией художника Краснова, но это не художественный вымысел, это реальность. Это город, в котором я живу.

Приехали.
Пора ужинать.
Пожалуй,  надо будет сходить завтра в тот магазин, в который, привозят кармаскалинский хлеб. У него такая вкуснейшая хрусткая корочка!
==========

Вот, такая поездка получилось. Это только однодневка по хорошей дороге! Представляете, каким интересным может оказаться настоящее путешествие по России, по качественному бездорожью, на естественный конец света, и не на городском автомобиле, а на серьёзной проходимой машине? У нас потрясающая страна. Она бесконечна и беспредельна.

Я так и не сделал того, что обещал себе сделать по дому, я не попал туда, где Карламан, где молочные реки текут в сгущённых берегах.
И я  ни чуть не пожалел об этом.
Отложил на завтра, то, что обязан был сделать позавчера. Честное слово, я всё сделаю! А в Карламане, если буду жив, как-нибудь погощу.
============


=============

5 комментариев:

  1. Отличное эссе ! А загаженные леса и придорожье и у нас, в Казахстане...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ага, вот он - читающий в Казахстане! А то я в настройках вижу - Казахстан время от времени начинает светиться. Спасибо за внимание и одобрение. В 84-87гг приходилось бывать в Амангильды и др. Работал на повороте сибирских рек в ср. Азию. Небольшим но стабильным приработком было собирание и сдача бутылок вдоль пустынных степных дорог :) Проблем с дровами у нас небыло, потому что доскми, ящиками, чурками, деревяшками все обочины были завалены.

      Удалить
    2. Да, вот таким необычным случаем занесло меня на эту страничку. Меня зовут Виктор Степанович (63года:) Потому и Степаныч. Учитывая Ваш неплохой стиль изложения и писательский "зуд", приглашаю на Прозу.ру. где и сам обретаюсь. По поводу допзароботка: я частенько ездил в Капчагай к родителям (это недалеко от Алматы) и всегда видя пустые бутылки вдоль дороги, шутил: как потеряю работу - начну бутылки собирать =:)

      Удалить
  2. извините, я вас огорчу, но карламанскую сгущенку делают в поселке Прибельский (станция карламан (деревня Улукулево) рядом). это в другой стороне (выше по железной дороге)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я вас обрадую, дорогой Сгущёнкин! Вы меня не огорчили. Ничего страшного нет в том, что карламанская сгущёнка делается в п. Прибельский. Даже если бы прибельскую сгущёнку делали в Карламне, и это никого не огорчило бы!
      Сгущёнкин прочитал мой рассказик про сгущёнку - и это бесконечно радует меня. Спасибо!

      Удалить