вторник, 10 мая 2016 г.

Георгиевская ленточка

 В 1990 году я почему-то увлёкся забавой, которая официально называется военной реконструкцией, ездил на Бородинское поле где сражался с французами, после чего полюбил Францию и дал себе слово выучить французский, и слово это я так и не сдержал.
  В реконструкторском мире всё бурлило, жило и двигалось. Кто изготавливал старинную форму, кто мастерил тесаки и ружья, кто занимался наградами. Все расходные материалы были тогда в дефиците, и особо трудно добывались  орденские ленты. Были умельцы, способные отлить копию любой медали или ордена, а сделать такую простую вещь, как цветная шёлковая ленточка не мог никто! Купить орденскую ленту можно было только в гарнизонном магазине, где для советских военных продавалась советская военная форма; купить наградную ленту тут можно было по ветеранскому или наградному удостоверению. Разумеется, для реконструкоторов значение имела только одна лента - георгиевская! Дореволюционная! Остальные - советские, современные, были без надобности. Я изредка заходил в этот магазин, разглядывал недосягаемые ленточки цена сколько-то там рублей и копеек за метр ... Метр орденской ленты! С ума сойти! ... Поглядеть можно - заиметь нельзя.
......
  Конец 80х - начало 90-х .... Время это было такое быстрое, напористое, водоворотное, что описать его можно было только словом - "движуха". Но, что задвинется до такой степень, предположить не мог никто. ...
 Осенью 1992 года я по привычке зашёл в гарнизонный магазин и с удивлением увидел всё те же, никому теперь не нужные советские орденские ленты, по всё тем же советским смешным ценам, с рублями и копейками, когда любой пустяк уже стоил сотни и тысячи рублей ... Было ощущение, что я оказался на каком-то островке, где Время законсервировалось. ... Я, почти шутливо, спросил продавщицу:
-что и цена всё ещё советская?
- Да - равнодушно ответила она.
- И купить можно?
- Можно, отозвалась Женщина.
- сколько?!
- сколько хотите. Продавщице было скучно.
-- и я купил несколько метров георгиевской ленты. Самой настоящей! Это было чудом!!
Настоящим чудом!!!
 Когда кто-то из ребят спрашивал у меня: нет ли ленты? - я небрежно отвечал вопросом : сколько тебе? ...
   Долго лежал у меня рулончик чёрно-оранжевой ленты а потом я его кому-то подарил.

====

 В начале Девяностых я, в поисках чего-нибудь старинного, ходил по "деревянной" старинной тихой улице Уфы (тогда ещё это было возможно) я разговорился с жителями старинного дома и услышал удивительную историю об "пожилом офицере, который всё советское время ходил с георгиевскими крестами прямо по городу и ничего ему за это не было". Нутром я чувствовал, что это не городской фолклёр а реальная история, несмотря на фантастичность. Но это была древняя советская история, проверить её правдивость уже было невозможно. Всё это кануло в Лету - и люди и Эпоха.
  Ко бы мог подумать, что жизнь гораздо удивительнее любых фантазий и сказок! Невероятным образом, ушедшее и, казалось,  навсегда исчезнувшее,  может, по мере удаления, приблизиться к тебе и стать осязаемым!  Легенда эпохи СССР обрела плоть и по прошествии четверти века после крушения советского времени я знаю об этой советской были - небылице куда больше, чем в советское время. Этим легендарным смельчаком "офицером", не боявшемся носить крамольные "царские кресты" был Василий Рябов, старший унтер-офицер 191 полка, житель г. Сибай, который, как говорят,  не боялся выходить на советские демонстрации со своими регалиями на груди, видимо, появился когда-то и в Уфе, превратившись в нашу городскую легенду.
  Хотя, прототипом легенды мог быть и уфимец - Андрей Канафьев, староста Крестовоздвиженской церкви, который, в прочем, говорят, был чужд фронде и свои "Георгии" никогда не надевал в советское время. Ну, а что если он однажды отважился пройти по родному городу ? ...
 - Кто же из них стал Советско-Георгиевской Легендой? ...
  Всё-таки, в жизни всегда есть место тайне!



====
 а потом опять сменилась эпоха и георгиевские ленточки стали раздавать на улице бесплатно и они теперь в конце мая валяются на обочинах авто-трасс и на свалках - вместе с другими отходами бытия.

Комментариев нет:

Отправить комментарий